Меню сайта
Форма входа
Поиск

К уроку русского языка

К уроку русского языка

"Практическое  овладение  понятием

о  родственных  и  однокоренных  словах  и  их  подбором"


     Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляется слово корень. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» - значит, видеть самое  главное.
     У слов тоже есть самое главное, самое важное - корень, который несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются  родственными.
     В одном из произведений К. Паустовского лесник так размышляет над словом родник: «Родник родит речку, а река льется-течет через... всю родину, кормит народ... И все эти слова как бы родня между собой».
      Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Как вы думаете, что общее в них? Два ответа есть на этот вопрос. Первый вам подсказал лес-ник: всех их объединяет общий смысл. А второй ответ: общая часть род-. Она и есть корень всех этих слов. Общая и по основному смыслу и по «внешнему виду»: звукам и буквам.
 

I-й ЭТАП
1. Назовите слово, от которого образовались выделенные слова. Подберите слова с тем же корнем.
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
                                              Вся родня моя любимая,
                                              Родственники здесь и там!..
                                              Родина бывает разная,
                                              Но у всех она одна!

Справка: родительский, родовитый, родовой.

2. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на дереве. Как растут слова?
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада Вам рассада.
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.    (Е. Измайлов)

3. Разгадайте  ребусы.  Напишите  слова.  Обозначьте  корень.

                                                         


4. Прослушайте  текст.  Вспомните  и  назовите  слова,  которые  вывалились  с  крепкой  страницы  (крепость,  крепыш,  скрепка).

Назовите  похожие  слова,  которые  услышите  в  сказке (крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, скрепка, крепчайшая).

Как называются эти слова? (Родственные).

От какого корня образовались эти слова? (-креп-).  

ТЕКСТ:

Крепыш и скрепка.

Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там, у дальней стенки, стоял словарь. На его страницах были напе-чатаны все слова, которые есть в русском языке.
      Однажды к словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало словарю. Начал думать он, как спастись от гибели. Ду¬мал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть  крепкая страница.
      На ней напечатаны слова с корнем креп.
Потряс словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул крепыш, а вслед за ним вывалилась скрепка.
      Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь, у ворот на мосту встал крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась скрепка. Увидел ее крепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся».
      Собрались мыши под крепостными стенами на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Мыши-разведчики сказали: «Крепка крепость, укрепления такие, что крепышу никаких подкреплений не надо».
      Хотели мыши планы и чертежи крепости получить, но их крепко скрепила скрепка. Пошли мыши в другой конец крепости, да и угодили в мышеловку.
     Отпраздновал крепыш победу. Себя наградил орденом укрепления 1-й степени, крепости дал название крепчайшая и вернулся в словарь, скрепка тоже заняла свое место в словаре.
     И до сих пор никто не знает, что скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

5. Найдите слова с корнем -гус-. Относится ли к ним слово гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов.

 Родственники

- Вы кто такие ?
- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто ?
- А я ваша тетя - гусеница.

6. Определите, являются ли однокоренными слова: съели, сели, с ели. Если нет, то почему? Составьте предложения, запишите их.

7. Разгадайте  ребусы.  Напишите  слова.  Обозначьте  корень.


 

8. Прослушайте и запомните слова с корнем -снег-
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
На сверкающих кустах -
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом снегопаде.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежинки,
Режут снег снегурки.
А в завьюженных лесах -
Снежные палаты.
Впишут в синюю строку,
В снежные тетради.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка - белый свет -
Снежный — снежный — снежный!
Назовите слова, близкие по значению. Что объединяет их?

9. Прослушайте текст. Назовите родственные слова слову дремать.
Лесной край к северу от Оки называется дремучим. Я исходил по тамошним лесам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром.
     Мы разговорились с ним о старом народном выражении «дремучие леса», восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали леса, лесные озера и реки. По берегам реки росли цветы - кукушкины слезы, которые народ назвал Дремой.
                                                                                 (по К. Паустовскому)

10. Прочитайте текст. Кто оказался чужаком? Докажите, что это так. Помогите ему найти своих родственников. Составьте список род-ственников воды и допишите тех, кто в гости не пришел.


Чужак

    Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
    Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на од-ной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду.
    Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, при-горюнился.
Где ему родственников искать?

11. Найдите и подчеркните общую часть в каждой группе слов.

Дарить, подарок, дареный. Обида, обидеть, обидный. Бегать, беглец, беглый. Ходить, походка, походный. Чистить, чисто, чистота. Озеленять, зелень, зеленый. Освежать, свежесть, свежий. Веселиться, веселье, веселый. Морозить, морозный, заморозки.

12. Игра «Третий лишний»
Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой выбор.
желток, железо, желтый
носильщик, нос, носатый
часовщик, час, честь
печурка, печать, печка
циркуль, циркач, цирк
мчаться, бегущий, мчащийся
учить, изучать, зубрить
сожаление, сочувствие, жалость
сосна, дерево, деревянный
левый, лев, налево
дивный, диванный, удивленный
чесночный, честный, чеснок
лес, лестница, лесничий

13. Подберите к данным словам однокоренные слова, обозначаю¬щие предметы.
Грибной - гриб.       
С..довый - .....       
М-.сной - .....
Пл..довый - .....     
Л..сной - .....
14. Подберите по образцу родственные слова.

Рев – реветь                          Воз - возить
Шум-....                                 След-....
Смотр-....                               Корм-....
Свист-....                               Ход-....
Составьте устно предложения с ними.

II-й  ЭТАП

1. Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова родственными ?
Подберите к каждому слову родственные слова, напишите их, обозначьте корень.
гора - горе
рис – рисунок
вол - воля               
делить - дело

2. Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова родственными? Подберите к каждому слову родственные слова, напишите их, обозначьте корень. Составьте предложения.
роса - рослый        
жалеть – жало
носить - нос
делить - дело

3. Проанализируйте, близки ли по значению следующие пары слов.
Корова - теленок
Лошадь – жеребенок
Свинья - поросенок         
Овца - ягненок
Объясните, могут ли они считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня?

4. Объясните значение следующих слов. Например, слова из первой строки:
Пара - два каких-то соединенных вместе предмета; Парк - большой парк или насаженная роща; Парник - небольшая теплица под пленкой; Парик - накладные (не свои) волосы.
пара, парк, парник, парик
летун, летний, перелетный, летчик
седой, седок, седло, сиделка
долгий, долг, долина, должник
трава, травянистый, отрава


5. Прочитайте пары слов и объясните, почему они не являются родственными.  Включите их в словосочетания.
вода, водит
гора, горел
дело, делил
носовой, носит
роса, рослый

6. Разделите слова на группы по значению. Близки ли по значению слова каждого ряда? Составьте словосочетания.
горе, гора, горел, горечь, горение, горюшко, горелый, горчица, горький, пригорелый, огорчение, пригорюниться


7. Включите в собственные предложения нижеперечисленные слова: горчица, горный, пригоревший крот, кроткий, короткий, укротитель печной, печальный, печать переводчик, водитель, подводник.


8. Вставьте пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов. Проанализируйте их.

Скоро сказка ..., да не скоро дело .... Хватит тебе, молодцу, горе.... Не впервой волку зиму.... Молодое растет, а старое.... На ... и рак -рыба. Все живое хочет....

9. Словарный диктант. Запишите только те слова, в которых корень -осин-. Объясните его значение.
осина, оса, осинка, осел, осиновый, осинник, подосиновик, ослик
Составьте предложения с записанными словами.

10. Сгруппируйте слова по значению. Выделите корень. Составьте словосочетания.
лук, лучик, лучок луч, луковица, лучистый лучевой, излучина, луковый излучение, луковичный, облучение

11. Выпишите слова с корнем -бег- в первый столбик, с корнем -вар-во второй, с корнем -ход- в третий. Обозначьте корни во всех словах.
повар, выход, разбег, бегает, варит, вареный, ходит, поход, варенье, выходной, бегун, забег, сварил, вареник, ходьба, побег, проходная, беговая, отвар, бегущий, ходоки.

12. Разделите слова на группы по значению. Выделите корень. Составьте предложения.
река, речь, речевой, реченька, речистый, речушка, речной, наречие, речник, заречье, изречение

13. Внимательно прочитайте группы слов. Найдите слова, не относящиеся к данной группе.
печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться;
слабый, слабость, ослабеть, слава, сладкий, слабенький, расслабиться.
Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень.

III-й  ЭТАП

1. Сравните и докажите какое слово лишнее. Почему?
сыр, сырник, сырость, сырный
соль, солонка, солист, солить
горе, горный, горка, горняк, гора
пол, поле, половник, половичок
Составьте предложения с «лишними» словами.

2. Объясните и докажите, что каждая группа слов - однокоренные. дождь, дождливый, дождевик, дождик
сор, соринка, мусор, сорняк, сорить
дуб, дубрава, дубинка
лес, лесник, лесовой, лесистая

3. Прочитайте. Сделайте вывод о значении слова труд.
Труд. Какое это прекрасное слово!
труд, трудиться, трудовой
Во многих словах труд является корнем. Но труд не только корень слова. Труд - корень всей нашей жизни. Все создано трудом людей.  (по Ю. Яковлеву)
Объясните, почему труд называют корнем жизни. Выделите корень в родственных словах. Докажите, что эти слова являются родственными.

4. Сравните, чем отличаются выделенные слова по написанию и по смыслу. Обобщите.
Мед медведь в лесу нашел - мало меда, много пчел.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Метла Мила не мила, нужно, чтобы чисто она мела.
Квартира удобная - спи на боку. Ляжешь в Москве, а проснешься в городе Баку.

6. Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает это сделать? Составьте предложения.
земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник

7. Выпишите те словосочетания, которые допустимы в речи и составьте с ними предложения.
Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходуном ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, косить косой.
8. Зашифруйте слова, указав количество букв в корне:
подкладка, мостик, летчик, садовник, полет, садик, выстрел, подписка.
Составьте предложения со словами, состав которых аналогичен зашифрованным. Произведите анализ зашифрованных слов.

9. Докажите, что данные слова не одного корня:
поднос - переносица
мощеный - мощный
наперсток - наперсник
заводь - завод

10. Из данных вразбивку слов составьте предложения и распределите их так, чтобы получился рассказ на тему «Наш сад».
наш, мы, сад, любим, и, садовнику, и помогаем, работе, его сад, есть, в, большой, колхозе, нашем кустарников, посадкой, он, и, деревьев, занимается садом, за, ухаживает, садовник
Подчеркните однокоренные слова со словом сад.

11. Прочитайте, найдите однокоренные слова, выделите корень. Определите его значение. Составьте рассказ, озаглавьте его.
Белка, беленький, белить
Водяной, вода, водить
Лист, лиса, лисенок
Лось, лоскут, лосенок
Горный, горка, городок
Пес, песочный и песок
Соль, солить, соломка
Дуб, дубок, дубленка

12. Игра «Группировка слов»
У каждого ученика в конверте карточки со словами:
вода, водичка, наводнение, водный, водяной, водянистый;
земля, земляной, заземление, землица, подземелье, земляника;
свет, светить, светло, светлый, рассвет - в произвольном порядке.
По сигналу ученики достают из конвертов карточки и группируют их в три столбика. Кто первым правильно разложит слова, тот и считается победителем.
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz