Меню сайта
Форма входа
Поиск

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей

     Проблема всестороннего развития ребёнка, имеющего то или иное нарушение, может быть успешно решена только при условии правильного понимания сущности дефекта и тех особенностей развития, которые он вызвал. Специальное обучение детей с частичной потерей слуха – наиболее «молодое» направление специальной педагогики.
     На сегодняшний день значение слухового анализатора для возникновения и функционирования звуковой речи очевидно. Определённая степень его недостаточности разрушает взаимодействие акустического и речедвигательного анализаторов и тем самым препятствует становлению речевого слуха. В этом случае у ребёнка формируются только зачатки речи, мышление от наглядно – образного почти не продвигается к словесно – абстрактному. Искажённый слуховой запас и дальнейшее искажённое восприятие у ребёнка с частичным слуховым дефектом создают своеобразные условия развития познавательной деятельности. В дальнейшем, искажённое восприятие, понимание слов, фраз своеобразно отражаются на представлениях, понятиях ребёнка, дают не только обеднённую, но и часто неправильную картину окружающего мира. Учителя, наблюдая за ребёнком, имеющими остатки слуха, замечают непонимание самых простых с точки зрения взрослого слов, и начинают сомневаться в умственных способностях ребёнка. Неправильная оценка интеллекта вызывает ошибочный выбор и путей, и средств обучения.
      Отсутствие коррекционного воздействия в подобной ситуации даёт основания для пессимистического прогноза относительно общего развития ребёнка: нарушение слуха будет постоянно препятствовать полноценному восприятию речи окружающих, устная речь останется мало понятной.
      По мнению Р.М. Боскис, основная задача коррекционного обучения, использующего специальные методы и приёмы, состоит в предупреждении и преодолении именно вторичных проявлений – следствий первичного дефекта.
     На занятиях учителя – дефектолога ребёнку предлагается работа на всех уровнях – различения, опознавания и распознавания (восприятия). Формирование слухового образа слова, накопление слухового словаря требует многократного его повторения, которое может наскучить ребёнку и снизить его интерес к занятиям. Поэтому на первом этапе, необходимо использовать различные игры, чтобы работа по РСВ была занимательной и интересной для ребёнка.
     Первое требование к речевому материалу – он должен состоять из осмысленных речевых единиц, и его смысловое содержание должно быть знакомо детям.
     Второе требование к подбору речевого материала состоит в том, что он должен быть актуальным.
     Третье требование – коммуникативная направленность речевого материала.
     Четвёртое требование – учёт индивидуальных возможностей ребёнка.
В процессе индивидуализации работы необходимо принимать во внимание и специфические особенности развития детей с нарушенным слухом. Для этого педагог использует следующие приёмы работы: · Объём речевого материала варьируется с учётом возможностей ребёнка;
Структура материала последовательно усложняется;
На одном занятии используются материалы различной структуры (слова, словосочетания, фразы, тексты);
На одном занятии используются материалы различного тематического содержания.
Дома, родители, в ходе естественного общения должны хотя бы недолго целенаправленно развивать слух. Эта работа не требует специальных организованных форм, поскольку в семье такие «занятия» происходят попутно, в рамках событий дня. Естественные передвижения родных, разговаривающих друг с другом в квартире, напоминание о необходимости почистить зубы в тот момент, когда ребёнок самостоятельно моется перед сном, последние слова в темноте, при укладывании спать и т.д. Добавим, что дома общение с родными происходитна фоне звуков окружающего мира: что-то упало, хлопнула дверь, зазвучала музыка.Всё это также обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребёнка, обучению его ориентироваться в звучащем мире.
      Прекрасно, когда взрослые находят время для проведения дома специальных занятий по развитию слуха. Эти занятия должны проходить в разных условиях – в тишине, в присутствии других членов семьи, вне помещения. Материал для занятий может подобрать учитель-дефектолог, полезно также составить свой «слуховой словарь», включив в него фразы. Вопросы, поручения, слова и словосочетания, связанные с жизнью и бытом семьи (например, в виде слухового диктанта дать перечень необходимых покупок в магазине). Допускается использование материала из прочитанных ребёнком книг, журналов. Относительно подбора материала желательно проконсультироваться с педагогом, ведущим индивидуальные занятия с ребёнком. На домашних занятиях можно тренировать как знакомый по звучанию материал, так и новый. Совместно с ребёнком можно прослушать записи, просмотреть телепередачу, прослушать какое – то сообщение. Главное – после этого задать ребёнку вопросы, попросить повторить то, или иное выражение.
     Ожидая верной реакции ребёнка при общении с ним на слух, не следует показывать своего разочарования его ошибками. Во всём, что касается слуха ребёнка, взрослые всегда должны проявлять доброжелательность и такт.
 
Литература.
 
1. Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт, Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М. 2004 г.
2. Е.Г. Речицкая развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М. 2005 г.
3. Зыкова Т.С. Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных образовательных учреждениях I – II вида. М. 2003 г.
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz