|
Адаптация к школе. Родительское собрание.Выступление педагога-психолога на первом родительском собраниипо теме "Адаптация учащихся первых классов к школе"План выступления
В целом выступление занимает от 20 до 30 минут в зависимости от активности родителей. 1. Вступительное слово.Вступительное слово включает в себя знакомство с родителями, представление психолога и объявление темы выступления. 2. Что такое адаптация к школе? Немного теории.Вам известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Для ребенка приход в школу – это своеобразное “оформление на должность” (по меткому выражению Т.А. Нежновой). “Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает Отметки” – сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник. Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. Так второго(!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6–7 лет стать “настоящими школьниками”. Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности. Создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел? Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде. У нас в школе адаптационный период построен следующим образом. Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо: 1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения. 2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. 3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. Первый этап – поступление ребенка в школу. Он начинается с 1 октября. Занятия с будущими первоклассниками проводятся с целью: • сокращения адаптационного периода детей; В цикл первого этапа входит: • знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия); Во время занятий детям необходимо предоставлять возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка). Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка. Групповое – определить уровень готовности ребенка принять нормы и правила школьной жизни. Второй этап – адаптация детей в школе. Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей. Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января. В рамках данного этапа: 1. Организовываем педагогическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Эти игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др. 2. Организовываем методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения. 3. Консультируем и просвещаем родителей первоклассников, знакомим взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям. Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса. Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности. 1. Организовываем групповую психо-коррекционную работу со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаем наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения: • агрессивность; 2. Просвещаем и консультируем педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками. 3. Назначаем индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников. С целью отслеживания динамики роста учащихся разработана и утверждена педагогическим советом школы портфолио индивидуального сопровождения учащихся3. Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций.На этом этапе ведётся фронтальная работа с родителями по “выработке” рекомендаций. Рекомендации записываются педагогом-психологом на доске и родителями в бланках. Начать беседу можно так: “Что же вы можете сделать, чтобы наши дети лучше приспособились к школе? Как вы думаете?” В случае низкой активности родителей можно использовать подсказки. Ниже кратко приведены причины, по которым выделяются рекомендации. Эти причины родители говорят сами после наводящих вопросов педагога-психолога.
4. Заключительное слово.В заключительном слове педагог-психолог в первую очередь высказывает свою удовлетворенность проделанной совместной работой, а также сообщает о времени, отведенном для индивидуальной работы с родителями, о мероприятиях, запланированных в 1-м классе. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |