Выступление педагога-психолога на первом родительском собрании
по теме "Адаптация учащихся первых классов к школе"
План выступления
- Вступительное слово.
- Что такое адаптация к школе? Немного теории.
- Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций.
- Заключительное слово.
В целом выступление занимает от 20 до 30 минут в зависимости от активности родителей.
1. Вступительное слово.
Вступительное слово включает в себя знакомство с родителями, представление психолога и объявление темы выступления.
2. Что такое адаптация к школе? Немного теории.
Вам известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Для ребенка приход в школу – это своеобразное “оформление на должность” (по меткому выражению Т.А. Нежновой). “Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает Отметки” – сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник. Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. Так второго(!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6–7 лет стать “настоящими школьниками”. Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности. Создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел?
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.
У нас в школе адаптационный период построен следующим образом.
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Первый этап – поступление ребенка в школу.
Он начинается с 1 октября.
Занятия с будущими первоклассниками проводятся с целью:
• сокращения адаптационного периода детей;
• создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения родителям полезную информацию по организации жизни ребенка перед началом школьных занятий;
• групповая и индивидуальная консультация педагогов и специалистов, которые будут работать с будущими первоклассниками.
В цикл первого этапа входит:
• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями и специалистами через занятия;
• развитие мелкой и крупной моторики (специальные занятия и упражнения);
• физкультурные занятия (в тренажерном и спортивном залах);
• развитие интеллектуальных способностей;
• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.
Во время занятий детям необходимо предоставлять возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).
Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка. Групповое – определить уровень готовности ребенка принять нормы и правила школьной жизни.
Второй этап – адаптация детей в школе.
Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.
Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.
В рамках данного этапа:
1. Организовываем педагогическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Эти игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
2. Организовываем методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.
3. Консультируем и просвещаем родителей первоклассников, знакомим взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками,
имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.
Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
1. Организовываем групповую психо-коррекционную работу со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаем наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:
• агрессивность;
• самооценка;
• тревожность.
2. Просвещаем и консультируем педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.
3. Назначаем индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
С целью отслеживания динамики роста учащихся разработана и утверждена педагогическим советом школы портфолио индивидуального сопровождения учащихся
3. Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций.
На этом этапе ведётся фронтальная работа с родителями по “выработке” рекомендаций. Рекомендации записываются педагогом-психологом на доске и родителями в бланках.
Начать беседу можно так: “Что же вы можете сделать, чтобы наши дети лучше приспособились к школе? Как вы думаете?”
В случае низкой активности родителей можно использовать подсказки. Ниже кратко приведены причины, по которым выделяются рекомендации. Эти причины родители говорят сами после наводящих вопросов педагога-психолога.
- Из того, что в школе присутствует твёрдый режим: урок – перемена; выделяется рекомендация о соблюдении режима дня.
- Так как в школе дети много сидят, озвучивается необходимость в прогулках и играх.
- Поступление в 1-й класс – стресс, стоит ли ребёнка одновременно отдавать в какую-либо секцию? Вместе с родителями выделяется следующая рекомендация. Если наши дети не будут иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому не стоит отдавать ребенка в секцию или кружок одновременно с поступлением в школу.
- Концентрация внимания у детей (10-15 минут). Каким образом надо делать домашнее задание? В беседе обговаривается, что домашнее задание стоит делать с перерывами через 10-15 минут. Ребенок может просто попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. Необходим контроль со стороны родителей. Далее можно кратко отметить некоторые психологические особенности развития мышления, внимания, произвольной сферы и моторных навыков детей 6–7 лет.
- На уроках идёт серьёзная нагрузка на глаза. Что мы можем сделать дома, чтобы снизить риск заболевания близорукостью? Родители сами приходят к тому, что надо меньше смотреть телевизор и меньше работать на компьютере. Записывается следующая рекомендация: “Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день”.
- Также говорится о том, что больше всего на свете в течение первого года учебы наши дети нуждаются в поддержке. И если родители хотят, чтобы из ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно надо хвалить его, поддерживать, не ругать за двойки и грязь в тетради.
4. Заключительное слово.
В заключительном слове педагог-психолог в первую очередь высказывает свою удовлетворенность проделанной совместной работой, а также сообщает о времени, отведенном для индивидуальной работы с родителями, о мероприятиях, запланированных в 1-м классе.