Конспект группового логопедического занятия,
с учащимися с общим недоразвитием речи 4 уровня, по теме: «Насекомые».
Цели занятия:
- развитие лексико-грамматического строя речи и развитие языкового анализа и синтеза на материале слов по теме «Насекомые».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые» на основе систематизации и обобщения знаний (названий частей тела, их внешних признаков, образе жизни) ;
- закреплять умение правильно употреблять существительные в форме именительного падежа единственного и множественного числа, родительного падежа множественного числа;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить образовать новые слова с помощью приставок;
- закреплять понимание пространственных предлогов;
- учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;
- формировать умение опознавать заданный звук в словах;
- закреплять навык определения позиции звука в слове;
- формировать умение определять количество и последовательность слов в предложении;
- совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление и внимание;
- развивать межполушарные связи и мелкую моторику.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- положительной мотивации к занятию.
Оснащение: компьютер, презентация, мяч, суджок, карточки с заданиями.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед и дети входят в группу.
Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
Чтобы взбодриться и хорошо заниматься на занятии давайте сделаем некоторые упражнения:
Начнем мы с упражнения «Перекрестные шаги».
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота.
Думающий колпак
Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
2.Сообщение темы занятия .
Слайд 2,3.
Ребята отгадайте загадку.
Не птица, а с крыльями, Над цветком летает, Медок собирает. (Пчела) |
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)
|
Он пищит, когда летит!
|
Те, с кем рядом я жужжала,
|
Как назвать их одним словом? (Насекомые)
Сегодня мы поговорим с вами о насекомых.
3.Беседа о насекомых по вопросам.
Каких вы знаете насекомых? Слайд 4.
Какие внешние признаки есть у насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.) Слайд 5.
В какое время года появляются насекомые? (Весной и летом, когда тепло).
А что они делают зимой? (Большинство впадает в спячку. Некоторые живут в своих домиках: муравьи, осы, пчелы. Другие вообще проводят зиму в виде личинок).
Где живут насекомые? Слайд 6. (На полях, лугах, в лесу, в реках и озерах, в огороде и даже дома).
Назови, чьи это дома и как они называются. Слайд 7. (Улей, муравейник)
Чем питаются насекомые? Слайд 8. (Корой, пыльцой и нектаром, листьями, другими насекомыми, кровью).
Как можно назвать насекомых, которые приносят людям вред? (Вредные) Слайд 9. Назовите насекомых вредитедей.
Как можно назвать насекомых, которые приносят пользу? (Полезные) Слайд 10. Назовите полезных насекомых.
4.Игра «Один –много» «Кого много?» Слайд 11,12
5.Игра «Назови ласково» Слайд 13.
6.Какое насекомое я загадала?
Это насекомое между жуком и шмелем. (Комар) Это насекомое над муравьем. (Шмель)
Это насекомое под комаром. (Стрекоза) Это насекомое слева от стрекозы. (Пчела).
Это насекомое справа от комара. (Шмель).
7.Игра «Четвертый лишний» Слайд 14,15.
Паук, жук, пчела, кузнечик. (Паук, это не насекомое, у него 8 лапок).
Божья коровка, комар, пчела, бабочка. (Комар, оно вредное насекомое, остальные полезные).
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза Очень круглые глаза (Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз) Вертится как вертолет: Вправо, влево, назад, вперед (Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны) |
Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг- скок, прыг- скок Сели, травушку покушали, Тишину послушали.
|
8.Послушай предложение, вместо хлопка добавь предлог. Слайд 16.
Божья коровка ползет (хлопок)…. грибу.
Муравьи идут (хлопок) … грибу.
Гусеница ползет (хлопок)…реке.
Жук-носорог стоит (хлопок)…камне.
Стрекоза летает (хлопок)…землей.
Пчелка сидит (хлопок)… цветке.
9.Помоги составить рассказ. Слайд 17.
Дополни его словами-действиями, образованными от слова бежал.
Зрительная гимнастика Слайд 18.
Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной.
Повторить три раза каждой рукой.
Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
10.От каких слов образованы слова:
жук долгоносик, жук носорог, жук короед.
11.Составь предложение из слов: в, запуталась, муха, паутине. Выделенное слово первое в предложении.
12.Какое предложение верно?
Появились насекомые, поэтому стало тепло.
Стало тепло, поэтому появились насекомые.
13. Исправь предложение: Цветок сел на бабочку.
14. Как вы думаете, что означает выражение «Делать из мухи слона» (Сильно преувеличивать, маленькую проблему считать большой)
15.Какое слово я сказала: (ж; у ; к), (к, а, м, а, р), (б, а, б, а, ч, к, а), (ц, вь, э, т, о, к).
16.Какой звук есть во всех этих словах? (К).
Какой это звук (Согласный, глухой). Как звучит звук К в слогах кя, ки, ке.? (Мягко) А в слогах кА,ку, кы. (Твердо)
Звук К живет в букве К.
17.Выполнение в тетради. Впиши в схему слова букву К: стрекоза, жук, мошка. кузнечик.
Обведи буквы К
Определи место звука К в словах
__________,_______,________,________,_________.
Прономеруй картинки в порядке возрастания, разукрась насекомых
Рефлексия
Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?
Что нового вы сегодня узнали? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы).
Мне очень понравилось, как вы хорошо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!