Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: восприятие, память, мышление, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Понятие высших психических функций было введёно Л. С. Выготским и впоследствии развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным.
Эти функции:
· Социальные по своему происхождению, т. е. это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм - интериоризация, овнутрениевнешнего во внутреннее.
· Опосредованные по строению - внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом - представления о том, что в культуре принято и понятно.
· Произвольные по характеру регуляции - человек может ими сознательно управлять.
Как было указано, к высшим психическим функциям относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции - вопрос спорный.
Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ - функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.
Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача. В руках у учителя начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир — людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.
Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.
Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности. Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте.
Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Психические процессы младших школьников успешно развиваются в игре. Многие традиционные игры имеют потенциал для сопряженного двигательного и психического развития детей. Однако, в большинстве случаев эффект смещается в пользу двигательного развития. Поэтому целевые установки игры для стимулирования психических функций необходимо четко формулировать.
Использование в образовательном процессе известных и новых игр позволит повысить результативность педагогических воздействий на психическую сферу детей.
Данное пособие подготовлено по требованиям заказа: подобрать игры на развитие внимания, памяти и воображения. Одна и та же игра, в данном случае, может способствовать развитию нескольких психических процессов, но для представления определенной системы каждая игра отнесена к одному разделу.
Пособие адресовано прежде всего педагогам образовательных учреждений, работающим с младшими школьниками, а также может быть интересно и полезно студентам педагогических вузов, родителям.
На странице «Развивающие игры online» ссылки даны на раздел сайта и конкретную игру. Взрослые могут познакомиться с содержанием предлагаемых игр и способами выполнения заданий, а затем предложить детям поиграть в определенную игру.