Меню сайта
Форма входа
Поиск

Адаптация содержания программ по литературе

Материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5-9 классов

(разработанные НИИ дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» №1,2,3 в 1993 г.)

 

Литература

Перед специальной школой (классами выравнивания) для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой обще­образовательной школы (М.. Просвещение, 1988).

Основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение  авторского  понимания  окружающего мира,  человеческих отношений.

Программа V—VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей обучения является раз­витие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического вос­приятия.

В V—VIII классах предусмотрено чте­ние и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведе­ний зарубежных писателей.  В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.

Произведения художественной литера­туры звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основы­вается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует допол­нительного, сравнительно с массовой шко­лой, времени, что обусловлено трудностя­ми, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также не­достаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель прак­тически знакомит детей с основными теоре­тико-литературными сведениями, не прибе­гая к сложным литературоведческим опре­делениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в об­зорных темах для ознакомительного чте­ния, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе мас­совой школы. Там же указаны основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы. В этой про­грамме также изложено конкретное со­держание работы над теми произведениями, которые изучаются на уроках литературы в V—IX классах специальных школ и в классах выравнивания для детей с ЗПР. Распределение изучаемого материала по классам, а также примерный расчет учеб­ного времени на их изучение представлены в тематическом планировании.

 

Русский язык

При обучении детей с задержкой психи­ческого развития (ЗПР) русскому языку ставятся те же задачи, что и в массовой школе. В V — IX классах изучение русско­го языка направлено на формирование у учащихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее ста­новление личности.

Особенности речи, мышления, деятельно­сти детей с ЗПР обусловливают го, что теоретические сведения о морфемном соста­ве слова, о строении предложения сообща­ются и усваиваются учащимися в связи с изучением орфографических и пунктуаци­онных правил. При этом предусматривается формирование таких умственных умений, как сравнение, нахождение сходного и раз­личного в сопоставляемых явлениях языка, вычленение из ряда языковых объектов искомого по определенному признаку , умением опознавать опреде­ленные языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, пра­вильно (в соответствии с нормами литера­турного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

Решение задач обучения русскому языку школьников с ЗПР возможно лишь при выраженной коррекционной направленно­сти всей учебно-воспитательной работы. В связи со своеобразием познавательной и эмоционально-волевой деятельности этих учащихся в программу общеобразователь­ной школы внесены некоторые изменения: изучение ряда тем по грамматике и синтак­сису предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими обобщениями; увеличено число уроков русского языка при сохранении полного объема программы массовой школы (Vклacc); некоторые темы изучаются в более старших, чем в массовой школе, классах; ряд тем усваиваются в практическом плане — от школьников не требуется использования специальной тер­минологии в активной речи; выделен мате­риал для ознакомительного изучения; выно­сятся на факультативные занятия темы, доступные двум-трем наиболее сильным ученикам, которые впоследствии предпола­гают продолжить обучение в X классе или в техникуме; увеличено время для повторе­ния изученного.

Ниже приводятся пояснения к изменени­ям в программах V — IX классов.

требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения    и расширения словарного запаса и  грамматических  конструкций,   накоплении языковых наблюдений и обобщений. Это приводит к необходимости увеличения числа специальных уроков по развитию речи проведения  упражнений,  развивающих    учащихся,  практически  на  каждом уроке.

Особенности  памяти,  основных  мыслительных процессов, деятельности школьников с ЗПР требуют большего времени для запоминания грамматических правил, а также    длительного   количества   тренировочных упражнений   для   формирования   умений навыков   грамотного   письма.   В связи с этим время   на   преподавание   курса русского языка увеличено за счет уроков литературы (7 ч в неделю). Это увеличение должно быть использовано для формирования    орфографических   и   синтаксических  умений и навыков, уточнения и обогащения учащихся, для их практической языковой подготовки к изучению грамматических  синтаксических тем. Так, тема «Самостоятельные и служебные части речи» предваряется устными и письменными упражнениями  в выделении из  предложений  имен существительных,   прилагательных,   глаголов, предлогов и частицы не; в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Соответствующие темы раздела «Синтаксис и пунктуация> предваряются устными упражнениями в составлении предложений   эмоциональной   окраски:   вопрос, повествование,   побуждение   к   действию; практическим   составлением   предложений с однородными членами, а также с союзами но,   и.   Широко   практикуются   такие задания, как устное составление предложений, включающих однородные члены с указательными союзами; нахождение в литературных текстах предложений с однородными членами, соединенными этими союзами; разбор родовых понятий к группам видовых понятий   (и  наоборот),  составление предложений с такими понятиями; объединение двух простых предложений в сложное с помощью союза; выделение союзов а, но, чтобы, потому что,  когда,  который,  что. Изучение соответствующих тем также пред­варяется практическими упражнениями в употреблении учащимися имен существи­тельных, обозначающих отвлеченные поня­тия, выделении указанных существительных в публицистических и художественных тек­стах; замене существительных местоимени­ями; в употреблении глаголов, обозначаю­щих состояния человека, явления природы; нахождении этих глаголов в литературных текстах; в преобразовании личных глаголов в неопределенную форму; назывании книг, журналов, кинофильмов, спектаклей.

VI класс

Общее количество часов, предусмотрен­ное учебным планом для уроков русского языка, то же, что и в массовой школе,— 204 ч. Однако в содержание учебной про­граммы вносятся некоторые изменения. Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ЗПР, не рекомендуется изучать следующие темы: разряды имен прилагательных, числитель­ных и местоимений; переходные и непере­ходные глаголы; употребление форм одних наклонений  глаголов в значении других.

В ознакомительном плане проходятся такие темы, как склонение количественных числительных, степени сравнения имен при­лагательных, разноспрягаемые глаголы. При этом тщательнее отрабатываются раз­делы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практи­ческих описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правопи­сание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях. Кроме того, следует предусмотреть формирование умений, определенных вторым разделом программы — «Овладение нормами лите­ратурного языка».

Учащихся с ЗПР крайне затрудняет составление сложного плана, поэтому этот
вид работы из раздела можно заменить устными и письменными упражнениями в замене имен существительных, прилага­тельных и числительных местоимениями; практическими упражнениями в составле­нии предложений со значением желания, просьбы, приказа или совета.

Указанные изменения делают курс рус­ского языка доступным для усвоения школьниками с ЗПР, позволяют высво­бождать время для языковой подготовки учащихся к изучению программного мате­риала и работы над трудными темами, составляющими основу грамотности.

VII класс

Одна из особенностей устной и пись­менной речи школьников с ЗПР состоит в крайне ограниченном употреблении при­частий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы VII класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие».

Общее число уроков русского языка то же, что и в массовой школе,— 136 ч, но основное внимание отводится формирова­нию орфографической грамотности при изучении тем «Наречие», «Предлоги», «Ча­стицы», «Союзы». Раздел «Развитие речи» дополняется работой по составлению слож­ного плана.

Соответствующие темы разделов «Мор­фология и орфография» предваряются устными упражнениями в использовании союзов для связи однородных членов пред­ложения, для соединения простых предло­жений в сложные; устными и письменными упражнениями по составлению предложе­ний, выражающих ужас, удивление, ра­дость, испуг и т. д. с междометиями.

Ознакомительно изучаются такие темы, как причастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические призна­ки, синтаксическая роль); склонение пол­ных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образо­ванных от глагола. Одна буква н в крат­ких    причастиях;    деепричастие — особая форма глагола,
правописание гласных в суффиксах причастий; степе­ни сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и модальные частицы; раз­личение на письме частиц не и ни.

Выносятся на факультативные занятия темы, доступные двум-трем наиболее силь­ным учащимся: понятие о причастном и деепричастном оборотах, знаки препина­ния при этих оборотах, умение строить предложение с причастным или дееприча­стным оборотами; гласные перед нн и н в причастиях.

Не рекомендуется изучение темы «Дей­ствительные и страдательные причастия».

VIII класс

Общее число уроков русского языка то же, что и в массовой школе,— 102 ч. Увеличивается время на изучение наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной грамотности тем таких, как словосочетание (умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные предложе­ния (большое внимание уделяется разбору по членам предложения, умению находить основу предложения с простым и составным сказуемым); предложения с однородными членами (наиважнейшая тема в курсе VIII класса); предложения с обращениями, вводными словами и приложениями; пря­мая и косвенная речь.

Особое внимание рекомендуется уделять темам «Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами», «Обобщающие слова в предложениях с од­нородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах», «Обращения и ввод­ные слова. Знаки препинания», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Их изучение предваряется практи­ческими упражнениями в конструировании предложений с простыми и составными сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и сказуемым; в их правильном интонировании; в исполь­зовании местоимений и наречий в роли обобщающего слова однородных членов предложения.

Ознакомительно изучаются виды обстоя­тельств: сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте.

На факультативные занятия можно выне­сти темы, доступные лишь некоторым, наиболее сильным учащимся: приложение как разновидность определения, знаки пре­пинания при приложении; тире между подлежащим и сказуемым; предложения с обособленными членами.

Не рекомендуется изучение следующих тем: грамматическое значение словосочета­ний. Связь слов в словосочетаниях; виды сказуемых (понятие о простом глагольном и составном сказуемом дается без деления его на подвиды, значительная часть време­ни отводится на тренировочные упражне­ния в нахождении основы); прямое и кос­венное дополнение; вводные предложения, знаки препинания при вводных предложе­ниях; виды односоставных предложений (отрабатывается лишь умение находить основу в односоставных предложениях).

IX класс

Общее число уроков русского языка то же, что и в массовой школе,— 68 ч. Увели­чено время на тренировочные упражнения, направленные на развитие умения видеть структуру сложного предложения и выде­лять соответствующими знаками его части, на развитие речи и повторение изученного.

Ознакомительно изучаются сложносочи­ненные предложения с союзами (без опре­деления вида союза); смысловые взаимо­отношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Практически изучаются сложноподчинен­ные предложения с несколькими прида­точными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессо­юзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).

На факультативные занятия выносится материал, доступный лишь некоторым уче­никам, которые предполагают продолжить обучение в X классе или в техникуме: в теме «Сложноподчиненные предложения» второй раздел — умение использовать в ре­чи сложноподчиненные предложения и про­стые с обособленными второстепенными членами   как   синтаксические   синонимы; тем и разделов: основные виды прида­точных предложений (учащиеся с ЗПР затрудняются в установлении смысловых связей, поэтому следует уделять внимание отработке умения находить главное и при­даточное предложения и ставить вопрос к придаточному); второго раздела из темы «Бессоюзное сложное предложение» — уме­ние передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложе­ния, использование синонимических союз­ных и бессоюзных сложных предложений.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОПИЛКА 

МИРОНОВОЙ СВЕТЛАНЫ  БОРИСОВНЫ

 

 

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz