Проблемы дезадаптации школьников в соответствии с задачами, поставленными школой
ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ШКОЛОЙ ПЕРЕД УЧЕНИКОМ
1. Успешно овладеть учебной деятельностью.
2. Освоить школьные нормы поведения.
3. Приобщиться к классному коллективу.
4. Приспособиться к новым условиям умственного труда.
Выполнение каждой из этих задач связано с предшествующим опытом.
Уровень адаптации определяется баллами от 0 до 5:
Формы поведения на 5, 4, 3 балла - отражают разный уровень адаптации.
2, 1, 0 баллов - отсутствие адаптации.
КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
1. Эффективность учебной деятельности:
а) учебная активность
б) усвоение знаний
Сумма оценок -0-10 баллов (успеваемость)
2. Усвоение школьных норм поведения:
а) поведение на уроке
б) поведение на перемене
Сумма оценок - 0- 10 баллов
3. Успешность социальных контактов:
а) взаимоотношения с одноклассниками
б) отношение к учителю
Сумма оценок 0-10 баллов
4. Эмоциональное благополучие
0 - 5 баллов,
от 0 до 2 баллов - зона неблагополучия.
СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ
1. Полная - 21-35 баллов (адаптируется в течение первых 2-х месяцев обучения).
2. Неполная - 15-20 баллов (Неустойчивая адаптация - от 3-х до 6-ти месяцев; более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения; трудности во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями; не поднимают руку; на вопрос отвечают тихим голосом; мало контактируют с одноклассниками. Лишь в конце полугодия негативные формы поведения сменяются на адекватные, но все равно не достигают необходимого уровня.)
3. Дезадаптация, или отсутствие адаптации - 0-14 баллов (Нару-
шения нормальных форм социально-психологической адаптации: а) ограниченные способности справляться с учебными нагрузками, социальными функциям. б) негативные формы поведения. в) появление отрицательных эмоций.
Снижена учебная активность; избегание контакта с учителем; формальное выполнение требований учителя.
В этом случае - школьная неуспеваемость - вторичный фактор дезадаптации.
Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами - они имеют низкие баллы по 2-му критерию - усвоение школьных норм поведения (невнимательны, отвлекаются, но если сосредоточатся, то выполнят задание верно. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями со стороны учителя, записями в дневник, наказаниями. На перемене - разрядка: бегают, кричат, мешают играть другим детям. Все это постепенно приводит к их изоляции. Все чаще появляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.)
По литературным данным - у детей, которые не адаптировались в течение учебного года, психоневролог зафиксировал выраженные отклонения в виде нервно-психических расстройств.
По результатам школьных проверок такие дети, как правило, имеют академические задолженности по многим предметам, не справляются с учебной нагрузкой даже в объеме базового стандарта, и, либо отчисляются из учебного заведения после окончания 9-го класса, либо, при наличии медицинских справок, переводятся на индивидуальное обучение, либо в классы коррекции. В любом случае и родители, и дети неохотно идут на изменения условий обучения.
По нашим данным (результаты курирования учащихся в 1996-2001 г; с 4-го по 9-й класс.) Постоянный состав класса 24 человека. 11 мальчиков и 13 девочек): Основные группы здоровья в четвертом классе имели 21 человек, подготовительные - 3 девочки; в пятом- 3 девочки; в шестом классе - 5 девочек; в седьмом - 2 мальчика, 5 девочек, восьмом - 4 девочки, 2 мальчика; девятом - 4 девочки, 2 мальчика. В шестом классе появляются спец. группы здоровья (болезнь Шлаттера, миопия высокой степени, атопический дерматит, бронхиальная астма аллергического характера, хронические заболевания мочевыделительной системы и пищеварительного тракта, травма позвоночника) - 3 мальчика, 3 девочки. К девятому классу количество учащихся со спец. группой здоровья сохранилось прежним, зато почти напротив каждой фамилии в листке здоровья появилась запись: нарушение осанки. Количество пропусков учащихся не всегда зависело от состояния здоровья, так же, как и успеваемость.
Начиная с четвертого класса, у одних и тех же детей насчитывалось максимальное количество пропусков и неудовлетворительных отметок за учебную деятельность. В начальной школе наибольшее количество пропусков приходилось на 2 и 3 четверти. При переходе в среднее звено изменились условия: увеличилась учебная нагрузка, изменился преподавательский состав. Количество пропусков, по сравнению с 4-м классом увеличилось в 2 раза, изменилось и количество учащихся, успевающих на '4 и 5'. Появились годовые '3', стали проявляться различные варианты дезадаптивного поведения: активный протест, пассивный протест, реакции тревожности и неуверенности. По критериям психической адаптации (см. выше) было выявлено следующее: проблемы по первому критерию 'Эффективность учебной деятельности' у 2-х человек по 3-5 предметам снижение учебной активности, успеваемости - 6 баллов. По второму критерию 'Усвоение школьных норм поведения'- у всего класса от 3 до 5 баллов. По третьему критерию 'Успешность социальных контактов' - 6 баллов. По четвертому критерию 'Эмоциональное благополучие' - 4 балла. Степень адаптации - 22 балла (полная), 2 человека - неполная адаптация. Мальчики не справлялись с учебной нагрузкой. Оба имели хронические заболевания с обострениями, частые пропуски без уважительных причин, расстройства в виде дефицита внимания (высокую степень эмоциональной неустойчивости - по результатам психометрии). После окончания 9-го класса лицея выпускникам было предложено сменить образовательное учреждение. Один в настоящий момент успешно осваивает учебную программу и профессию в техникуме, другому, уже в новом учебном заведении предложено перейти на индивидуальное обучение, предварительно пройдя обследование у психоневролога.
ВАРИАНТЫ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Психозащитные реакции, которые можно наблюдать у детей:
1. Активный протест. Непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене - негативизм по отношению к другим - ссорится, мешает играть, раздражается, гневается.
При стабильном проявлении реакции активного протеста - диагностируется как патология поведения!
2. Реакция пассивного протеста. Редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально. На перемене - пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. Депрессивное настроение, страхи.
3. Реакция тревожности и неуверенности. Пассивен на уроке, при ответах напряжен и скован. На перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании учителя. Выраженные реакции тревожности и неуверенности сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания, энуреза, и т. п., а также учащением соматических заболеваний.
Степень развития неврозов зависит от: несоответствия социальных условий их типу высшей нервной деятельности, неправильного воспитания.
Приложение
РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ
Продолжается не менее 6 месяцев, и содержит не менее 3-х проявлений.
1. Украл что- либо без ведома жертвы .
2. Убегает из дома.
3. Часто лжет.
4. Социально участвует в поджогах.
5. Часто прогуливает уроки.
6. Ворвался в чужой дом, помещение, машину.
7. Специально разрушил чужую собственность.
8. Жестокое физическое отношение к животным.
9. Принуждение к сексуальным отношениям.
10. Применение оружия.
11. Часто является зачинщиком драк.
12. Украл что-либо после борьбы.
13. Жестокое физическое отношение к людям.
Данные критерии соответствуют лицам до 18 лет.
РАССТРОЙСТВА В ВИДЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
Наблюдается не менее 6-и месяцев, имеет не менее 8-и проявлений.
1. Часто теребит руками и ногами или корчится на месте.
2. Испытывает затруднения сидеть на одном месте.
3. Легко отвлекается под воздействием внешних раздражителей.
4. Испытывает трудность при ожидании своей очереди (вызов к доске, игра).
5. Часто отвечает не подумав и не дослушав задаваемого вопроса.
6. Испытывает трудности при исследовании инструкции (часто из-за непонимания).
7. Не может длительно поддерживать внимание при выполнении задания.
8. Часто не завершив одного вида деятельности, переходит к другому
9. Не может (в игре или на уроке) хранить молчание
10. Часто слишком много говорит
11. Мешает и перебивает
12. Не слушает, что ему или ей говорят.
13. Часто теряет вещи, нужные для выполнения задания.
14. Часто занимается физически опасной деятельностью.
Начало в возрасте раньше 7 лет
РАССТРОЙСТВА В ВИДЕ НЕПОКОРНОСТИ И НЕПОСЛУШАНИЯ
Наблюдаются не менее 6-и месяцев, имеют не менее 5-и проявлений.
1. Часто теряет терпение.
2. Часто спорит со взрослыми
3. Часто не делает необходимого дела или отказывается.
4. Часто специально делает то, что раздражает других.
5. Часто обвиняет других в своих собственных ошибках.
6. Очень чувствителен и легко раздражается.
7. Часто сердится и возмущается.
8. Часто неосторожен и мнителен.
9. Часто сквернословит и говорит непристойности.