Меню сайта
Форма входа
Поиск

Артикуляционные упражнения

Первый комплекс (для свистящих звуков с, з, ц)
     Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения язык которых участвуют кончик языка (находится за нижними зубами), боковые края язык? (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть е: приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработка необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
 
 Упражнение "Загнать мяч в ворота".
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
 
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
 
Упражнение "Наказать непослушный язык".
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
 
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
 
Методические указания.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на. нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклонят .с-. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
 
Упражнение "Сделать язык широким".
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
 
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2: Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
 
Упражнение Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
 
Описание. Улыбнуться, положить широкий передник край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
 
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3 Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
 
Упражнение "Почистим зубы"
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
 
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх
 
Методические указания.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
 
Второй комплекс (для шипящих звуков т, ж, ч, щ).
      Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель;; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: Наказать непослушный язык, сделать язык широким, кто дальше загонит мяч? (см. ранее).
 
Упражнение "Приклей конфетку".
 Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
 
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
 
Упражнение "Грибок"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
 
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
 
Упражнение "Вкусное варенье".
 Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
 
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на «падсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
 
Упражнение «Наказать непослушный язык».
Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
 
Упражнение "Гармошка".
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)
 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы, когда открывается рот губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счс: от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
 
Упражнение "Фокус".
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
 
 
Третий комплекс (для звука л).
     Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения: "Наказать непослушный язык", "Вкусное варенье".
 
Упражнение "Пароход гудит".
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
 
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
 
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
 
Упражнение "Индюк".
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
 
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык oт губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движение-языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Упражнение "Качели".
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
 
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.
 
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
 
Упражнение "Пощелкать кончиком языка".
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
 
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
 
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
 
Упражнение "Беззвучно пощелкивать кончиком языка".
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
 
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
 
Четвертый комплекс (для звука р).
 Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: "Кто дальше загонит мяч?", "Пощелкать кончиком языка", "Вкусное варенье", "Индюк".
 
Упражнение "Чьи зубы чище?"
Цель.Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
 
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
 
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить. чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
 
Упражнение "Маляр".
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
 
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
 
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
 
Упражнение "Барабанщики".
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
 
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
 
Методические указания.
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4.Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
 
Пятый комплекс (для дифференциации свистящих и шипящих звуков с — ш,з — ж, ц-ч).
 
Упражнение "Насос".
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука с. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.)
 
Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук с (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука с язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, вы­дыхаемая струя воздуха холодная.
 
Упражнение "Шар лопнул".
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука ш. (Язык находится за верхними) зубами, струя воздуха теплая.
 
Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук ш (так, как выходит воздух из проколотой шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz