Меню сайта
Форма входа
Поиск

Мастер-класс "Семейная Олимпиада"

Межрегиональный образовательный форум

«Открытое образовательное пространство: живая практика тьюторства» 

Апрель 2011 года

 

 

 

«Семейные Олимпиады - как Образовательные События

для учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья»

 

МАСТЕР - КЛАСС

 

В настоящее время в нашем учебном заведении реализуется несколько проектов. Самый большой – Школа самореализации.

Для учащихся начальной школы – начальная школа – классы полного дня.

Для учащихся среднего и старшего звена – общественно-активная школа.

Для обучающихся в 8-11 классах предпрофильная и профильная подготовка.

Инклюзивное образование в условиях интеграции для детей с ЗПР. В настоящее время в данном проекте принимают участие 49 детей в возрасте 7-11 лет, 9 педагогов и специалистов, зам. директора по УВР, курирующий данный проект.

В 2008 году школа стала участником сетевого проекта «Тьюторские технологии в образовании»

 

Цель работы тьюторской стажировочной площадки: Внедрение тьюторских технологий в работу с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.

Цель работы тьютора в классах специального/коррекционного/ обучения: Включение ребёнка с особыми образовательными потребностями в образовательное и воспитательное пространство учреждения, сопровождение учащихся с ОВЗ, раскрытие имеющегося потенциала каждого ребенка.

Дети, обучающиеся в классах специального /коррекционного/ образования имеют негативный опыт проживания в дошкольной и школьной среде. Они приходят в учреждение по решению ГПМПК, РПМПК после обучения в массовых школах города.

Цели достигаются путем решения ряда задач, которые можно определить таким образом:

  • Создание условий для успешного обучения каждого ребенка
  • Создание условий для успешной социализации в среде сверстников
  • Максимальное развитие потенциала личности каждого обучающегося.

       Для решения поставленных задач специалисты и педагоги инклюзивного и специального образования используют следующие средства:

 

       Организация и адаптация жизненного пространства (В специальных /коррекционных классах нашей школы обучаются дети с ОНР, логоневрозами, невротическими расстройствами, с признаками аутизма, интеллектуальной недостаточностью).

 

        Обучение организовано таким образом, что в классе С/К/О обучается 10-12 человек. Кроме уроков основного цикла для учащихся организованы индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия специалистов школы: учителя-логопеда, учителя -дефектолога и педагога-психолога, которые применяют в работе инновационные и здоровьесберегающие технологии.

Кроме вышеперечисленного, для детей, имеющих недостатки и особенности в развитии созданы специализированные условия: разрабатываются ИОП, функционирует сенсорная комната, применяется комплексная коррекционно-развивающая и психопрофилактическая программа «Комфорт», которая оказывает неоценимую помощь в работе с гипервозбудимими, расторможенными, агрессивными детьми, детьми, имеющими психосоматические заболевания, а также различные речевые нарушения.

 

          Понимание Зон Ближайшего Развития ребенка, опора на его внутренние ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала и учебных пособий. И здесь нам очень помогают тьюторские технологии которые педагоги и специалисты применяют на своих занятиях, уроках, внеклассной деятельности.

 

          Действия педагогов по отношению к каждому ребенку определяются возможностями и личностными качествами подопечных. И в каждом конкретном случае эти действия бывают разными.

 

         Очень часто, педагог-тьютор, в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья – это посредник между ребенком с особенностями в развитии и другими детьми, с которыми он вступает в контакт.

В связи с психофизиологическими особенностями в развитии обучающихся, которые имеют свой познавательный стиль: кто-то через коммуникацию, кто-то через мелкую моторику рук, кто-то через чтение и письмо, кто-то после многократного повторения, традиционные способы работы не срабатывают и применение в работе тьюторских технологий стало очевидным.

 

        На занятиях специалистов и уроках педагогов ребята учатся высказывать свои мысли, общаться друг с другом, применяются различные специализированные технологии для успешного усвоения материала.

        А поскольку познавательная активность детей, обучающихся в нашем учреждении в классах С/К/О, снижена и часто нет заинтересованности в процессе обучения, преобладает игровая деятельность, причем, наши дети, включая четвероклассников любят играть во все!!! мы решили попробовать повысить их познавательную активность, возможности, через образовательные события, в которых за внешней привлекательной формой скрывается большое содержание. Усвоение знаний в данной технологии происходит неявно, ребёнок участвует в событии, порой не подозревает, что открывает для себя новые горизонты.

         Еще одной особенностью нашей работы является взаимодействие с семьями учащихся С/К/О. Сознание родителей учащихся инвалидизировано: зачастую родители испытывают чувство вины, за то, что имеют такого ребенка, временами не принимают его таким, какой он есть, считают, что он «умный, но лентяй», Бывают агрессивными: ребёнок не справляется с программой – родители пишут жалобы, ходят в различные инстанции….) Традиционные методы работы с родителями также не помогают: они не хотят ходить на родительские собрания (имея негативный опыт работы, могут сказать: я знаю что вы мне можете сказать и т.д. ) Однако, в работе с детьми нам необходимо поддерживать тесную связь с семьей, так как без взаимодействия с родителями мы не сможем добиться высоких результатов. Поэтому и возникла у наших специалистов идея, сплотить семьи учащихся через неофициальные семейные событийные дела.

Целью которых является: усвоение учебных знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности обучающихся, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс школы. Дать родителям возможность увидеть своих детей со стороны, узнать их потенциал, научиться конструктивно взаимодействовать с ними.

 

        ИТАК, мы подошли непосредственно к самой технологии «Семейная Олимпиада – как образовательное событие для учащихся специальных /коррекционных классов для детей с ЗПР». Положили в основу проведения первой Семейной Олимпиады те знания, которые необходимы ребятам для усвоения. В основу первой Олимпиады положены речевые навыки, которые необходимы в понимании смыслового материала, предлагаемого учителем на уроках, специалистами на занятиях, в обратной связи, которую ребёнок предъявляет окружающим. Дети, обучающиеся в С/К/О, имеют различные нарушения речи (вторичный дефект), у них крайне низкий уровень развития кругозора, познавательных процессов, зачастую они не могут выразить свои мысли. Кроме этого, многие имеют страх выступления перед товарищами, и даже маленькой незнакомой аудиторией (микрогруппой 2-3 человека), находиться в незнакомой обстановке.

      В течение всей Олимпиады различными способами мы отрабатывали с учащимися навыки, необходимые для успешного усвоения знаний.

     За основу в первой семейной олимпиаде была взята наиболее распространенная, однако, нестареющая и привлекательная для ребят оболочка: «Игра по станциям»

     Родители служили для детей ресурсом, который им был так необходим в первом большом образовательном для них событии. (Незнакомое дело, незнакомая аудитория, некоторая торжественность и важность события, которая была подготовлена заранее).

    Главной задачей при работе с родителями стало сместить их представление о собственном ребенке, как о человеке беспомощном, помочь поверить и увидеть потенциал, заложенный в детях, найти сферу, в которой ребенок был бы успешным. (Некоторые родители увидели свой собственный потенциал)

   На первую семейную олимпиаду, как и на все последующие события пришли все желающие. Заранее были распечатаны именные приглашения (на семьи).

Справка: Май 2009 г. в классах с/к/о обучается 14 учащихся. В образовательном событии принимают участие 5 семей, что составляет 35% от общего количества обучающихся

 

   Кроме детей С/К/О в Олимпиаде приняли участие младшие и старшие дети, которых родители привели с собой.

 

   Каждый ребенок и каждая семья индивидуальны. Организаторы предложили разделиться на команды по желанию участников и их интересам. Таким образом, организовались команды:

1)семья: родитель-ребенок,

2) класс – семьи, обучающихся в одном классе;

3) семьи обучающихся разных классов;

    Далее организаторы предложили участникам принять участие в деятельности. В которую, сразу же все с большим желанием и включились: Ребята на первом этапе составляли рассказы, некоторые самостоятельно, кто-то с опорой на картинки, которые сразу же проецировались на большой экран.

    Родители, имеющие достаточный опыт в данном виде деятельности, решили организовать для своих детей театрализованное представление, причем, те дети, которые не стали принимать участие в составлении устного рассказа, также присоединились к ним. В процессе творческой подготовки сказочного представления родители и дети решили собрать героев разных сказок в одной и попутно узнать: отгадают или нет этих героев их дети, а также смогут ли они назвать показанную сказку.

    Сначала выступали ребята, подготовившие свои рассказы. Далее родители: с каким удовольствием и восторгом наблюдали ребята за выступлением своих родителей!

 

    Следующий этап события проходил в форме творческой мастерской. Темой стала «Мечты нашей семьи». Используя различные материалы (карандаши, фломастеры, краски, пластилин, клей, бумагу…) родители совместно с детьми реализовывали свои мечты. А потом каждой команде представилась возможность показать свое творчество окружающим и рассказать о самом заветном!

 

      Следующий этап для всех стал настоящим испытанием. Ведь его девизом стало: «От здоровья психического к здоровью физическому». Все приняли активное участие, самое интересное: здоровыми хотят быть все. Во время проходящих эстафет участники увидели сказочных героев, ответили на вопросы по сказкам.

 

        В заключение все собрались в зале зимнего сада школы, где состоялось подведение итогов. За время прохождения образовательного события были сделаны многочисленные фотографии, которые сразу же все участники увидели на большом экране. Еще раз эмоционально пережив все прошедшие события, участники поделились своими впечатлениями, высказали свои мнения по поводу прожитого. После того, как дети пошли играть, родители еще долго не расходились и высказывали свои впечатления от прожитого. Таким образом, при организации и проведении образовательного события необходимо учитывать:

 

  • Интерес ребенка
  • На основе интереса строить Деятельность
  • В ходе деятельности появляется Творчество, инициатива
  • Результаты Рефлексия

      Говоря об эффектах, которые возникли после реализации образовательного события, можно сказать:

 

Для детей:

дети приобрели опыт самостоятельной деятельности, новые источники информации, способность работать в команде, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы, расширение предметных, метапредметных, личностных компетентностей, рефлексия, анализ деятельности, способность планировать.

 

Для родителей:

Приобретение нового родительского опыта в воспитании детей с ОВЗ и адекватного восприятия его возможностей и способностей;

Включение в образовательное и воспитательное пространство учреждения;

Заинтересованность в обратной связи.

 

Для педагогов:

Умение проектировать образовательные события, индивидуальные программы;

Умение видеть образовательные результаты практики;

Освоение новых форм образовательной деятельности;

Рефлексия;

Обогащение педагогической практики (разработка заданий вне рамок школьной программы, новые педагогические приёмы, технологии)

 

В дальнейшем было решено проводить образовательные события для учащихся и их родителей! Которые поистине стали настоящими событиями в жизни.

 

Иванова Елена Михайловна,

педагог-психолог МОУ "СОШ № 19

г. Чебоксары"

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz