Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах.
Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.
Задачи:
обучающие:
- формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л;
- закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа;
- закреплять навыки употребления им. сущ. множественного числа;
коррекционные:
- автоматизировать звук Л в слогах и словах;
развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
- развивать внимание, память, мышление, пространственную ориентировку на листе бумаги.
воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь
Оборудование: слайдовое сопровождение занятия, зеркало, картинки, лото на звук Л, 3 коробочки, мяч, мозаика, буква Л, игрушка Лунтик или его изображение, раскраска.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Сегодня в гости к нам придет гость. В его имени есть звук в произношении которого мы будем сегодня вместе тренироваться. А для этого нужно сделать с язычком зарядку.
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.
Повторение артикуляционных упражнений:
для губ: чередование «Заборчик», «Трубочка»;
для языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубки».
- Сообщение темы.
А вот и наш гость! (Появляется игрушка Лунтик). Ты узнал его? – Лунтик.
Какой звук первый звук в слове Лунтик? – Звук Л. Догадался, какой звук мы будем произносить правильно?
- Акустико-артикуляционный образ звука.
Какой это звук? – Согласный, звонкий, твердый.
Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки? - Улыбаются.
Что делает язычок? – Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или: - Кончик языка зажат между зубов.
Лунтик очень любит играть и они приготовили много игр. Поиграем?
- Произношение звука [Л] в слоговых рядах.
Игра: «Повторяй за мной».
Лунтик очень любит напевать слоги и предлагает тебе спеть вместе с ним.
Лунтик поет слоги, ребенок повторяет:
Ло-ло-ло
|
Ла-ла-ла
|
Ул-ул-ул |
Лу-лу-лу
|
Ал-ал-ал |
Ил-ил-ил |
Лы-лы-лы
|
Ол-ол-ол |
Ыл-ыл-ыл |
- Произношение звука [Л] в слогах и словах.
Игра: «Доскажи словечко».
Презентация, слайд 2
Лунтик скажет начало слова, а ты его закончишь. Картинки помогут тебе не ошибиться. Говори звук правильно. Затем повтори произнеси слово полностью.
Слова: пила, мыло, пчела, весло, юла, дупло, метла, игла, седло.
- Произношение звука [Л] в словах, развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.
Игра: «Какое слово задумал Лунтик».
Лунтик предлагает новую игру. Он принес лото. Он загадает слово и будет указывать путь. Если ты правильно найдешь и назовешь слово, он даст тебе фишку и ты закроешь это слово фишкой. Для начала вспомним, где правая рука? Где левая рука?
Слова: осёл, стол, лодка, молоток, лопата, вилка, бутылка, лось, дятел.
Презентация, слайд 3
Назови все живое?
Назови всё, что сделал человек?
- Употребление им. сущ. в форме родительного падежа.
Игра «Чего не стало?».
Посмотри и запомни картинки. Закрой глаза. Посмотри, чего нет?
Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).
- Употребления им. сущ. множественного числа.
Игра «Один – много» (с мячом).
Лунтик предлагает стать волшебниками и превратить один предмет во много! Измени слово, помни о звуке Л.
Слова: осёл, стол, лодка, молоток, лопата, вилка, бутылка, лось, дятел.
Л: осел стол лодка молоток лопата вилка бутылка лось дятел |
Ребенок: ослы столы лодки молотки лопаты вилки бутылки лось дятел |
- Физкультминутка.
Лунтик хочет, рассказать и показать тебе, что он делал летом, а ты повторяй, вместе со мной.
- летом плавал (движения, имитирующие плавание),
Бегал и гулял (бег и ходьба на месте),
Летом Лунтик, прыгал (прыжки, руки на пояс),
А после отдыхал (руки опущены, ноги вместе).
- Развитие языкового анализа.
Игра: «Разложи картинки по коробкам».
Лунтик очень аккуратный! Если поиграл, нужно за собой убрать. Помоги Лунтику разложить картинки по коробкам. Если в названии картинки звук Л стоит в начале слова, то положи её в первую коробку, если в середине, то во вторую, а если звук Л в конце слова, то в 3 коробку.
- Развитие мелкой моторики.
Лунтик принес мозаику, и предлагает выложить из неё букву, в которой живет звук Л. (Логопед показывает карточку с буквой Л).
- Итог занятия и оценка деятельности ребенка.
Наше занятие закончено, да и Лунтику пора уходить.
Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Какая игра тебе больше понравилась?
Ты сегодня хорошо занимался. Лунтику тоже понравилось, как ты говорил, и выполнял задания, и он дарит тебе свой портрет, который ты сам раскрасишь дома!