тема урока: "Безударные гласные в корне слова"
3 С/К/ КЛАСС VII вида
Цели и задачи урока:
- закрепить знания опасных гласных;
- закрепить знания правила проверки безударных гласных в корне слова;
- добиться усвоения знания двух способов проверки этих гласных;
- упражнять в написании безударных гласных, проверяемых ударением, двумя способами;
- ознакомить с приемами проверки безударных гласных;
- систематизировать знания учащихся об окончании и умений выделять окончания в слове;
- совершенствовать знания о корне слова, умений выделять основу и корень в слове, находить безударную гласную в слове;
- развивать умения проверки безударных гласных, применяя новые приемы;
- развивать навыки выделения частей слова, орфографическую зоркость;
- расширять словарный запас, править устную речь, способствовать развитию монологической речи учащихся;
- развивать логику;
- воспитывать интерес к предмету, внимание к слову.
тип урока: комбинированный
форма: Путешествие
система обучения: традиционная
технологии: IT, игровая.
оборудование:
- техсредства (компьютер, мультимедиа, экран)
- карточки со словами
- наборное Полотно
- сигнальные карточки с буквами
- слайды № 5-9
- карта Путешествия
- задания для самостоятельной работы.
учебник: Зеленина Л.М. Русский язык. 3 кл. ч. 1. м.: Просвещение, 2010.
учебная тетрадь: Зеленина Л.М. Русский язык, 3 кл. Рабочая тетрадь. ч.1. м.: Просвещение, 2010.
I. Психологическое начало урока, мотивация.
Звенит звонок,
И начинается урок.
Проверь, дружок,
Все ль готово,
Все ль в Порядке:
Книжки, ручка и тетрадка.
Учитель: Вот теперь готовы все. на уроке сегодня узнаем новое о словах, интересное. а интересное у нас начинается сразу!
II. Введение игрового поля.
Я знаю, что вы любите путешествовать. вот сейчас мы и отправимся в путешествие По океану знаний к островам государства морфемика. Посмотрите на карту.
- Как называются эти острова, догадались? (условные знаки: окончание, корень, Приставка, суффикс).
- Какое слово малознакомо? (морфемика)
- А как сказать одним словом: окончание, корень, Приставка, суффикс? (части слова)
- Правильно. Итак, морфемика – государство, где живут части слова. морфемика – наука о частях слова.
И мы начинаем Путешествие. Держим курс на остров окончание.
III. Проверка домашнего задания.
1) Систематизация знаний об окончании.
Чтобы доплыть до острова, нам надо преодолеть препятствие: возле острова есть подводные камни, и чтобы их благополучно обойти, надо четко, Проверяя домашнее задание, Прочитать только те слова, в которых есть окончание. итак, откройте упр 91, с. 126[1]
Пишу на доске: л о ш а д к у, л о ш а д к и, с л о ш а д к о й.
- Как узнали окончание? (изменили форму слова) запомните: изменить форму слова.
- А как вы это сделали? (один – много)
- А еще вы сказали слово с Предлогом.
2) вот мы и прибыли благополучно на остров. здесь нас ждут вопросы:
- Что такое окончание?
- Для чего оно служит?
- Приведите свои примеры слов с окончанием.
- А могут ли быть слова с нулевым окончанием? Докажите.
3) Молодцы! Но нам пора отправляться в путь. Вот только, ответив на последний вопрос, мы сможем поднять паруса. Итак, как называется часть слова без окончания? (основа)
- Верно. Теперь мы может покинуть этот остров и направиться по океану знаний дальше. Только вот куда? Смотрим на карту. Наш курс лежит на остров корень. Что-то неспокойно на океане. Ветер сильный поднялся. Не сбиться бы с курса. Для этого надо твердо и уверенно держать штурвал знаний.
- Скажите, из каких частей может состоять основа слова? Какая из них всегда присутствует?
4) Мы приближаемся к берегам острова.
IV.. Актуализация опорных знаний/
1) Что такое корень? Что еще знаете о корне?
2) Вот мы и приплыли. здесь у нас большая стоянка. Ведь вы сами сказали, что корень – главная часть слова, в нем заключено основное значение слова.
3) Упражнение в чистописании. Подведение к теме урока.
Много тайн хранит остров. И наша задача их разгадать, сделать открытия.
А вот Первая тайна. В песке под пальмою видны какие-то Буквы. вот смотрите, пишу их на доске:
Вы внимательно следили за моим молчаливым объяснением. что интересного заметили?
- А почему букв только 5? запишите буквы, как на доске, запомните эту пятерку букв.
4) Повторение о безударных гласных. Формулирование темы урока учащимися.
- Когда эти пять гласных бывают опасными? (Когда становятся безударными)
- В какой части слова мы встречаем опасные гласные?
- Назовите тему урока. (Учитель пишет или открывает запись на доске).
Запишите тему урока в тетрадь, Подчеркните.
а) Итак, что вы уже знаете по этой теме? (Пять гласных, которые бывают опасными: а, о, и, е, я.)
- Запишите на следующей строке эти буквы, обведите в рамочку.
Слайд № 5
На доске:
а о и е я
- Что еще важно знать, чтоБы грамотно писать слова с безударными гласными в корне? (Правило) скажите, как проверить безударные гласные в корне слова?
Б) Это вы знаете. а чему же тогда надо еще учиться?
См. слайды № 5, № 6.
V. Упражнения в подборе проверочных слов
1) Контроль понимания теоретических сведений.
- На слайде вы видите пример проверки гласной буквы. Какой способ проверки тут применили? (изменили форму слова)
Будьте внимательны: много – один (грибы – гр[и]б (тянем хором звук [и] и записываем образец в тетрадь.
2) Вы сказали, что проверить безударную гласную в корне слова можно и по-другому, т.е. Подобрать однокоренное слово. Приведите свой пример.
3) Итак, подведем итог. Назовите два способа проверки безударных гласных в корне слова.
Проверьте себя, так ли это (слайд № 7)
4)Вы молодцы. Самое время поиграть.
Игра называется «Торопись, но не ошибись». Правила игры: Прочти слово на карточке, Подумай, какую букву вставишь. Подбери проверочное слово и покажи на сигнальной карточке букву.
гл…за гр...за тр…ва
к…вер сл…ды
- К какому слову труднее было подобрать проверочное? Почему?
Значит, нам есть чем еще заняться, пока пребываем на острове корень.
VI. Физминутка.
Распахнуто окошко (руки в стороны),
Нам холод нипочем (обмахиваем себя).
Походим мы немножко (маршируем на месте)
И сон с себя стряхнем (наклоняясь, встряхиваем кистями рук).
А чтоб совсем проснуться,
Нам нужно потянуться (Потягивание, Поднявшись на носки).
Наклон вперед,
Руки в стороны –
И вот посмотри, как вертится
Ветряная мельница (Повороты из стороны в сторону)
Чтоб за лень нас не ругали,
Начинай рывки руками (рывки руками, согнутыми в локтя,х и прямыми).
Без стеснения и лени
Повторите упражнение (Без учителя).
VII. Продолжение изучения темы урока.
4) Сравним формы слова и однокоренные слова.
Lля этого откройте справочник По данной теме и найдите столбики слов.
лес лес
лесной Без леса
Перелесок По лесу
лесник лесом
Подлесок о лесе
- Прочитайте слова в первом столбике. что скажете? (это однокоренные слова ) Почему?
- Что можно сказать об основе однокоренных слов? (разные)
- Прочитайте слова во втором столбике. Как можно их назвать? (это формы одного и того же слова)
- что можно сказать об основе? (одна и та же)
Запишем выводы в тетрадь (см Приложение № 2)
6) С.Р. Подготовьтесь сделать важный вывод об основах данных слов.
Молодцы. Вы только что сделали еще одно очень важное открытие. Оно Пригодится в дальнейшей нашей работе.
Вы можете поднять флаги на корабле в знак успешной работы. Нарисуйте флаги, раскрасите их дома.
VIII. Знакомство с приемами проверки безударных гласных в корне слова способом подбора однокоренных слов.[2]
1) Вам было трудно подбирать проверочные слова к некоторым словам с безударной гласной. Сейчас вспомним приемы, которые помогают вам находить такие слова для проверки опасных букв.
2) Прочитайте слова-помощники в скобках. Они указывают, как надо подбирать однокоренное слово (слайд № 9)
Итак, чтобы подобрать проверочное слово, пользуйтесь Памяткой.
3) на нашем острове еще много интересного. Есть здесь клад: серебряный и золотые ключи. Вот только найти их нелегко. Сначала надо пройти испытание: правильно вписать пропущенную букву в слове. Желаю вам успеха!
См. гиперссылку «Дидактика».
Применяй Правила Проверки
Безударных гласных
а – о
с др…здами
ст…рик сл…варь л…сиха
н…чной зв…нок к…чели
д…ждинка кр…сноватый
Прин…сила
и – е – я
л…щи з…ма
сл…ды в…терок
Комментированные упражнения (2-3 слова), далее устный диктант с использованием карточек с буквами. При Подборе указывается прием проверки.
4) Контроль усвоения.
Вы все правильно сделали. Но найти серебряный и золотой ключи можно только при условии внимательного и вдумчивого отношения к слову.
Экспресс-диагностика.
Итак, игра «Собери ключи».
У каждого из вас есть карточка со словом. Подумайте, какую букву надо вставить, подберите проверочное слово, пользуясь памяткой, запишите в тетрадь. Затем, по моему сигналу, вы по группам выйдите и прикрепите найденный вами ключ к ключу данного шифра.
На доске:
Что? какой? что делает? из корня ласково как?
Цчитель заранее раздает слова, напечатанные на карточках.
5) Проверка самостоятельной деятельности учащихся. вывод: как можно Проверить Безударные гласные в корне слова?
«Изменю форму слова»
во дв…ре
«Подберу однокоренные слова»
что? какой? что делает?
з…еленый д…вно хв…лить
п…щат пот…мнел зап…х
бл…стит х…трил к…ток
пост…рел под…рил (и: дар)
п…рнатые
л…нейка
к…чает
Из корня ласково как?
л…сточки к...вры
св…стит пт…нцы
к…рмушка
тр.скучий
Индивидуальная работа: кто уже выполнил задание, из упр 67 Выпишете однокоренное слово к слову корабль, разберите его по составу.
6) Контроль усвоения. Самостоятельная работа.
Вы хорошо справляетесь с заданиями. Но сейчас самое важное, так как выполнять его надо самостоятельно. Вы проверите себя, как усвоили эту тему.
Упр. 93.
- Прочтите задание.
-Кому что-то неясно? Выполняйте.
7) Проверка: взаимная, затем выборочная.
- Назовите слова с безударной гласной в корне слова, оБъясните написание слова.
Можно выставить оценки.
8) Наше пребывание на острове заканчивается. Но путешествие продолжается, ведь впереди другие острова, где предстоит исследовать и открыть тайны острова, русского языка.
IX. Подведение итогов работы.
А сейчас готовимся к завершению работы.
- Что нового узнали на уроке? Как можно проверять безударные гласные в корне слова? Скажите правило, приведите свои примеры, называйте способ проверки.
Оценки за урок.
- Что понравилось в уроке?
- В чем трудность?
Домашнее задание. Вы продолжите самостоятельное исследование побережья острова. Для этого на маленьком корабле (см. упр.67) поплывете и выполните задание, данное в этом упражнении, а так же подберите, пожалуйста, однокоренные слова с корнем ход, поставьте ударение, безударные гласные выделите, а слова с ударной корневой гласной подчеркните.
Запись на доске: 1) упр 67;
2) –ход - ?