Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов и мелкой моторики.
Птицы: домашние и дикие наших лесов.
Рисование по трафарету, разукрашивание. «Домашняя (дикая) птица, о которой я впервые услышал»
Задачи в образовательной области:
- Формирование обобщающего понятия «домашние птицы», «дикие птицы»;
- развивать желание учиться;
- расширять, уточнять, актуализировать словарь ребёнка по данной теме;
- стимулировать и развивать познавательную активность ребёнка, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Коррекционные задачи:
- развивать высшие психические функции;
- развивать связную речь;
- развитие мелкой моторики рук, умение правильно держать в руке карандаш, раскрашивать, работать с трафаретом;
- учить давать полные и правильные ответы на вопросы педагога;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к школе и желание учиться;
- воспитывать умению правильно вести себя во время учебно-воспитательного процесса;
- воспитывать бережное отношение к школьному имуществу принадлежностям;
- воспитывать любознательность и трудолюбие;
- воспитывать навыки активности, самостоятельности, инициативности;
- предметные картинки по данной теме, ножницы, клей бумага, цветные карандаши.
Занятие 1.
- Разминка. Создание эмоционального настроя.
Беседа с ребёнком о том, кто такие птицы, чем они отличаются от животных.
Просмотр картинок из дидактического материала Н.С. Руслановой «Птицы».
Цель: актуализация словаря по данной теме, расширение познавательной активности и кругозора, развитие связной речи.
Взрослый объясняет, кто такие домашние птицы, чем они отличаются от диких (за домашними птицами ухаживает человек). Ребенок называет каждую распространённую птицу на картинке (домашние: курица, петух, утка, гусь; дикие птицы наших лесов: дятел, сова, сорока, аист).Перечисляя домашних птиц, взрослый задает ребенку вопросы: «Можно ли назвать курицу, гуся, одним словом? Каким?» Просит его объяснить, почему этих птиц называют домашними.
Внешние характерные признаки: величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.
- Основная часть.
Игра «Животные и птицы»
Цель: активизация мыслительного процесса, памяти, развитие связной речи.
Расскажи, чем птицы отличаются от животных. Рассмотри каждую картинку, вырежи её и приклей в нужное место. Скажи, что есть у птиц, но нет у животных.
Взрослый объясняет, чем птицы отличаются от животных. После этого он показывает картинки, и объясняет, что они обозначают. Предлагает вырезать эти картинки и приклеить в таблицу различий. Ребенок рассказывает, чем птицы отличаются от животных (У птиц есть крылья, а у животных нет крыльев).
Животное |
Птица |
Нет крыльев |
Есть крылья |
Четыре лапы |
Две ноги |
Шерсть |
Перья |
Нет клюва |
Есть клюв |
Игра « Топни, хлопни»
Цель: Развитие слухового внимания, быстроты реакции, памяти, активизация мыслительного процесса, расширение кругозора.
Педагог называет птиц и животных, ребёнок хлопает, если это птица и топает, если педагог называет животное.
- Эмоциональное заключение.
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Вопросы:
- Какого цвета у тебя настроение? Почему?
- Что тебе понравилось на нашем занятии?
- Что было сложным?
Занятие 2.
- Разминка. Создание эмоционального настроя.
Отгадай загадки, отыщи отгадки
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Утром распевает,
Время считает.
В воде купался,
Сухим остался,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком.
Курица, гусь, петух – это домашние птицы.
Игра « Дикие или домашние»
Цель: активизация мыслительного процесса, развитие памяти, внимания, связной речи.
Перед ребёнком разложены картинки птиц, необходимо разложить в 2 стопки, домашние птицы к картинке с изображением домика и дикие птицы к картинке с изображением леса. Те картинки птиц, которые ребёнок не узнал и не назвал, кладутся в отдельную стопочку. Глухарь, клёст, тетерев - малознакомы детям птицы.
Педагог ещё раз обговаривает с ребёнком кто такие птицы, рассказывает про малознакомых птиц, величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.
- Основная часть.
Игра «Запомни пары слов»
Педагог, или сам ребёнок читает пары слов. Слова связаны между собой по смыслу. Инструкция: слушай внимательно пары слов, чем эти слова связаны между собой. Педагог или ребёнок читает пары слов несколько раз.
Дятел – личинка
Цапля – болото
Воробей - крошки
Ястреб – цыплёнок
Утка – река
Сова – ночь
Журавль - клин
Затем, педагог предлагает вспомнить ребёнку тех птиц, о которых он услышал впервые на этом занятии.
Ребёнок выбирает трафарет одной малознакомой птицы, и совместно с педагогом вспоминает, что значит нарисовать картинку по трафарету.
- Эмоциональное заключение.
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Вопросы:
- Какого цвета у тебя настроение? Почему?
- Что тебе понравилось на нашем занятии?
- Что было сложным?
Занятие 3.
- Разминка. Создание эмоционального настроя.
Упражнение « Что перепутал художник?» Назови птиц.
Упражнение « Хитрые вопросы»
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше крыльев или лап?
Кто старше птица или птенец?
Кто больше – кукушонок или кукушка?
- Основная часть.
Работа в технике. Рисуем по трафарету.(Картинка представляется в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка). Разукрашиваем выполненную работу.
- Эмоциональное заключение.
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Вопросы:
- Какого цвета у тебя настроение? Почему?
- Что тебе понравилось на нашем занятии?
- Что было сложным?