Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию умения анализировать предложения:
-
составление предложений по картинкам и определение количества слов в предложениях;
-
подбор учеником предложений с определенным количеством слов;
-
распространение предложений путем увеличения количества слов;
-
составление графических схем предложений или, наоборот составление предложений по схемам;
-
определение места слова в предложении (какое по счету заданное слово в предложении);
-
выделение границ предложения в тексте: постановка точек в предложениях, записанных на доске (карточках);
-
соединение разорванных частей предложений (Вчера был. Дождь на улице. Лужи. Вчера был дождь. На улице лужи);
-
выделение слов и предложений в слитном тексте (Воронакаркаетлягушкаквакает);
-
перестановки слов с целью получения нужной фразы (Деревья листья с осенью опали).
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию звукового анализа и синтеза:
-
выделение ударных и безударных гласных в слове;
-
выделение согласных (гласных) звуков в начале, середине и конце слова;
-
определение последовательности звуков в слове;
-
определение места звука в слове.
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию слогового анализа и синтеза:
-
деление слов на слоги;
-
узнавание слов по ритмическому рисунку;
-
определение количества слогов в названных учителем словах и самостоятельный подбор слов с определенным количеством слогов;
-
раскладывание предметных картинок в три – четыре ряда в зависимости от количества слогов в их названиях;
-
выделение первого (2,3,4) слога из названий картинок;
-
отгадывание зашифрованных слов; подбор слов к заданным схемам;
-
определение пропущенного слога; составление слов из слогов.
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию знаний о структуре слова:
-
многократное произнесение учеником слова вслух, затем звуковой анализ слова, проговаривание слова с отбиванием слогового ритма слова, запись слова;
-
запись слов с проговариванием;
-
использование при записи слов графических схем;
-
заполнение пропущенных букв в напечатанных и написанных словах;
-
произнесение слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью также под такт;
-
подсчет количества звуков и букв в слове до его записи;
-
выполнение подстановочных упражнений - замена одной буквы, которая изменяет смысл слова (сор - сыр – сын – сом – сук и т.д.);
-
выполнение обратных трансформационных упражнений – чтение слова в обратном порядке справа налево, работа со словами перевертышами (кот – ток, полк – клоп, Анна – Анна, около – около и т.д.);
-
выполнение упражнений на добавление в начале, середине, конце буквы, которая изменяет смысл слова (рот – крот, сор – сорт, кот – крот, шар – шарф, сор – спорт, метр - метро);
-
выполнение упражнений на исключение буквы в слове (косо – оса, брак – рак, трубач – труба, банка – банк, шутки – утки и т.д.)
-
выполнение упражнений на перестановку букв, слогов в слове (марка – рамка, лето - тело, насос – сосна и т.д)