"Здоровьесберегающие технологии по ритмике и хореографии"
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.
Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опята ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.
Диагностическая. Заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.
Адаптивная. Воспитание у обучающихся направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимости деятельности.
Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения. Танец, ритмика, как движение жизни, помогает детям в улучшении умственного и физического здоровья.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним
из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают
добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм
который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем
самым речь ребёнка.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение,
помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими
детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.
Музыкально- ритмические упражнения.
1. « Гимнастика руками».
3. « Праздничный марш».
4. « Порхающая бабочка».
5. « Поездка на велосипеде».
6. « Поездка в деревню».
7. « Танец быков» (фламенко).
8. Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а ученики должны как можно быстрее его повторить.
9. Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону).
10. « Полька зверей».
11. « Зеркало» ( в парах) Один делает произвольные ритмические движения, другой
повторяет их в зеркальном отражении.
12.« Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет
лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь
показывать другие движения.
13.« Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под
современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает
собственное оригинальное движение.
14.«Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого
внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё
мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы
выражать.
Ритмические упражнения.
1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети,
хлопая в ладоши, должны повторить.
2.Ритмизация собственных имён и фамилий.
3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.« Ладушки». (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также
произвольное
внимание и координацию движений).
Музыкотерапия
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о
самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание
музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.
Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого
музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры.
Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать,
что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и
рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в
терапевтических целях. Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения
человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим
фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы
музыки.
1.Игра на воображаемых инструментах.
2.Создание самых различных образов («Вальс» из балета «Спящая красавица»
П.Чайковского- плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные
плясовые «Камаринская», «Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка).
3.Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и
представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром.
Терапия творчеством.
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе
творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии
и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к
занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени
творческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот
всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а
значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет.
Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее
эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе
музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя,
своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с
окружающим миром.
Сказкотерапия.
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое
место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное
психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не
утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы
собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится
неким духовным оберегом детства.
На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной
сказки ( « Теремок», « Репка», « Колобок» и т.д.) ,подготовить на уроках труда
и изобразительного искусства несложные детали костюмов.
Улыбкотерапия.
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей.
Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им
нравится больше.
Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней
смотрит на мир и на людей.
Заключение.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей обучающихся.
Список использованной литературы.
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. – С.17-24.
3. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
5. Журнал «Образование в современной школе» №9
(70). 2005. С.15-17.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования /
И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. С.86, 92-9