Ритмика в классах специального/коррекционного/ обучения.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) классе VII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов,поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств,недостатков психического и физического развития детей с задержкой психического развития средствами музыкально-ритмической деятельности.
При преподавании ритмики в классах коррекционно развивающего обучения нашей целью является, создание условий, способствующих улучшению здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей организмасредствами двигательной активности.
Задачи:
1. Развитие и сохранение здоровья детей с ЗПР
2. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способностей.
3. Воспитание гармонически развитой личности.
4. развитие крупной моторики;
5. развитие компенсаторных возможностей;
6. развитие произвольности психических процессов (мобилизация сил, умение сосредотачиваться, расслабляться);
7. развитие самоконтроля, выразительности движений
В важную роль в проведении занятий ритмикииграет уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, конкретные, доступные для выполнения задачи. Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения.
Урок ритмики непосредственно связан с уроком музыки. Так как движения выполняются под музыку, необходимо знать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, уметь различать вступление и основную мелодию.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Особенностью урока ритмики – является положительный эмоциональный фон. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию школьников с ЗПР, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Основными приемами являются
- игры-команды,
Музыкально – ритмические упражнения (игры):
-цветы и бабочки;
-поплаваем
-меленький вальс
-золотые ворота
Танцы и элементы танцев:
-полька
-кадриль
-чешская мелодия
-греческий танец
-белорусский танец
-весёлый слонёнок
-тик-так
-спортивные танцы
-рок-н-ролл
-джазовые композиции.
Литература
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – Москва 2000.
- Коренева Т.Ф Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2 частях. – М: Владос. – 2001.
- Лифиц И.Ф. Ритмика: учебное пособие для студентов сред.ивысш. учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия» - 1999. – 224 с.
- Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски.Москва «Советский композитор» 1991.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Учебное пособие. Выпуски 2,3,5. – Санкт-Петербург «Музыкальная палитра» 2005.