Индивидуальные занятия.
Занятие «Дуб».
Цель: активизировать слуховое внимание ребёнка, закрепление графического умения – обведения по линии (штрих – пунктирная) в заданном направлении (по стрелке), не отрывая карандаша от бумаги, штриховка по стрелке, закрепление умения работать с твёрдым карандашом.
Оборудование: картинка с изображением дуба, альбомный лист с контуром дерева, цветные карандаши с твёрдым грифелем.
Ход занятия: взрослый показывает ребёнку картинку с изображением дерева-дуба и просит узнать, какое это дерево нарисовано. Ребёнок узнаёт и называет дерево, педагог читает стихотворение:
«Дуб»
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зелёный.
Значит дуб выносливый, значит закалённый!
Педагог задаёт вопросы: «Чего не боится дуб? Почему не боится дождя и ветра?». Затем просит показать руками какой дуб по ширине и высоте. Затем ребёнку дают листок бумаги с контуром этого дерева, и просит обвести его по стрелке контур, не отрывая карандаша от листа бумаги и затем заштриховать цветными карандашами по стрелке (крону – в направлении слева – направо по диагонали, ствол – сверху – вниз).
Занятие «Зайка в гостях».
Цель: развитие ручной и мелкой моторики, обучение работать на тетрадном листе в крупную клетку.
Оборудование: игрушка – заяц, лягушка, тарелочка, тетрадный лист бумаги с образцами заданий, карандаш.
Ход занятия: «К нам в гости должен прийти зверёк, давай расскажем и покажем руками».
Во дворе мы видим дом. (Руки сложены ладонями, большие пальцы расположены горизонтально, остальные, соприкасаясь расположены вертикально).
Много зелени кругом. (Руки разводить в стороны волнообразными движениями).
Вот – деревня. (Руки одновременно выпрямит вперёд).
Вот – кусты. (Круговые движения руками).
Вот – душистые цветы. ( Волнообразные движения руками по кругу).
Окружает весь забор. (Движения руками сверху – вниз).
За забором чистый двор. ( Руки развести широко в стороны).
Мы ворота открываем. (От груди руки разводить широко в стороны).
К дому быстро подбегаем. ( Движения вперёд-назад указательными и средними пальцами).
В дверь стучимся – тук-тук-тук. (Кулаком стучать об стол).
Не идёт ли кто на стук? (Разводить руками и пожимаем плечами).
В гости к зайке мы пришли. ( Показать указательный и средний пальцы из кулачка).
И гостинцы принесли.
Педагог показывает рисунок зайца и задаёт вопросы: «Что находится у зайца на верху, внизу, части тела». Затем предлагает нарисовать и заштриховать по заданному направлению на листе бумаги зайку.
Педагог предлагает нарисовать дорожку для зайки на тетрадном листе (работа в тетради по образцу – проведение волнистой линии, не отрывая карандаш от бумаги). Зайка принёс для нас подарок – лягушку. Педагог просит: « Указательным пальцем надавливаем на лягушку и направляем её прыгнуть в своё болото».
Занятие «Дорожка для ежат».
Цель: обучение работать по вербальной инструкции на тетрадном листе бумаги в крупную клетку.
Оборудование: тетрадный лист бумаги в крупную клетку, карандаш, мелкие предметы – (ежата).
Ход занятия: педагог проводит пальчиковую гимнастику – массаж каждого пальчика под произнесение текста:
Этот пальчик хочет спать (массаж большого пальца от основания к ногтю – пощипывание);
Этот пальчик лёг в кровать (массаж указательного пальца);
Этот пальчик чуть вздремнул (массаж среднего пальца);
Этот пальчик уж уснул (массаж безымянного пальца);
Этот пальчик крепко, крепко спит (массаж мизинца).
Загадка: Под ёлками, под ёлками лежит клубок с иголками. Педагог показывает ежат, предлагает потрогать их. Затем ребёнок рисует дорожку на своём тетрадном листе для ёжика, по которой ёж пойдёт домой к маме – ежихе. Педагог: «Находим середину листа, переносим карандаш на левую сторону по центру и ставим точку – отсюда пойдёт наш ёжик. Рисуем дорожку слева – направо. Четыре клетки проводим вправо, одну клетку – вниз, три клетки – вправо, четыре клетки – вверх, пять клеток – вправо, три клетки - вниз, семь клеток – вправо, четыре клетки – вниз, шесть клеток – вправо, три клетки – вверх, три клетки – вправо, ставим точку».