Меню сайта
Форма входа
Поиск

Программа по коррекции устной речи с нималотерапии Часть 1

Рабочая программа по коррекции нарушений устной речи

с помощью элементов анималотерапии

и  календарно – тематическое планирование логопедических уроков.

 

                                        Разработала: Ларионова

              Оксана Александровна

учитель – логопед

               МОУ "СОШ №19 г.Чебоксары"

                                               

Чебоксары, 2009

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения, в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. (Малафеев Н.Н.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии.     К ним относятся и дети с задержкой психического развития.  Им  свойственные следующие  особенности:

  • трудности, связанные с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением;

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;

  • неустойчивость, сниженная концентрация внимания, повышенная отвлекаемость;

  • несформированость целостности восприятия, выражающееся в затруднении построения целостного образа;

  • отставание в развитии всех форм мышления.                                                              

             ЗПР часто сопровождается проблемами речи, как устной, так и письменной:

  •       недостаточная сформированость фонетико-фонематической стороны речи;

  • отставание в развитии фонематического анализа и синтеза;

  • недостаточная сформированость лексико-грамматических категорий;

  • отставания в развитии связной речи.

          Нарушение как устной, так и письменной  речи усугубляют познавательную деятельность обучающихся.

           Задержка психического развития  не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения. Однако требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. В связи с этим, учащиеся в классах коррекционно-развивающего обучения нуждаются в систематической коррекционно-логопедической работе.

          Учитывая специфику развития  учащихся, ведущей технологией коррекционно-развивающих логопедических занятий была выбрана игровая анималотерапия. На занятиях логопеда дети становятся активными субъектами игровой ситуации. Игра помогает созданию ситуации успеха у учеников с диагнозом задержка психического развития, что позволяет преодолевать имеющиеся затруднения, связанные с коммуникацией, повышает познавательную и речевую активность детей, ведет к лучшему усвоению нового материала.

            Анималотерапия –  это (от английского animal – животное) созданный реальной жизнью метод оказания психологической и коррекционно-педагогической  помощи через взаимодействие с животными и их символами (игрушками, картинками, звуками).

           Как самостоятельный метод анималотерапия начинает приобретать популярность со второй половины ХХ века. Б. Левинсон, канадский детский психиатр, впервые начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году. Основываясь на собственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, он сделал вывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами, обеспечивает ребенку чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс. Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом, шизофренией.

           А. Катчер и Ф. Уилкинс считали, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии были более спокойны, менее возбудимы и агрессивны, лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и были способны управлять своим поведением.

            К. Уилсон считает, что присутствие животного в школе может помочь как детям, так и учителям и объясняют подобный эффект наличием следующих факторов:

           1) животные в большой степени способствуют усилению внимания;

           2) наблюдение за животными и взаимодействие с ними меняет  поведение детей в лучшую сторону;

           3) присутствие животных стимулирует вербальную и невербальную экспрессию.

           В настоящее время ученые (Л. Черноусько, О.Р. Арнольд,  О.В. Артемова, Д. Натансон и др.) выделяют определенные виды  анималотерапии.

            1. Ненаправленная анималотерапия – взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.

            2. Направленная анималотерапия – целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам.

          Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются – иппотерапия, дельфинотерапия,  канистерапия,  фелинотерапия  и др.

          Исследователи отмечают, что систематические занятия, проводимые с эмоциональным подъемом, увлечением, разнообразием исследуемых материалов, наглядности способствуют коррекции и дальнейшему психическому развитию ребенка (Н.Л. Кряжева, С.А. Радионова и др.), устранению речевых нарушений, совершенствованию способностей детей с речевыми недостатками. Кроме того, наблюдения и занятия с животными помогают ребенку расслабиться, снимают психическую напряженность, активизируют внимание, позволяют лучше запомнить предложенный педагогом материал, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию, доверию, доброте.

            С.В. Комышева пишет, что  в   работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арт-терапией, телесно-ориентированными методами.

           Зачастую в анималотерапии используются не только сами животные, но и их образы. Работа с их образами включена во многие виды деятельности. Так, Б.Д. Карвасарский, что анималотерапия, построенная на метафорах, использует образы животных для построения метафор, как при работе с взрослыми, так и с детьми.

           В связи с этим, была разработана  специальная программа, включающая элементы  анималотерапии и  направленная на развитие  всех компонентов  речевой деятельности, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности  у  учащихся специальных коррекционных классов.

            Логопедическая работа строится в соответствии со следующими принципами:

            1)   онтогенетический;

            2) единства диагностической, коррекционной и профилактической работы, отражающей целостность всего процесса;

            3)  последовательности и поэтапности в реализации ведущих задач;

             4) опоры в коррекции нарушений на сохранные качества личности и компоненты речи;

             5) связи речи с другими сторонами психического развития учащихся;

            6) предметно-практической направленности процесса воспитания.

          При разработке соответствующей программы учитывались индивидуально-типологические, возрастные особенности, симптоматика и механизмы имеющихся нарушений устной и письменной речи, особенности индивидуальных вариантов становления речевой функции.

           Данная программа  поможет актуализировать имеющийся личностный потенциал, в занимательной и доступной форме скоррегировать и компенсировать имеющиеся недостатки, с целью дальнейшей социализации детей с диагнозом задержка психического развития в обществе.

 Цель программы. Устранение нарушений устной речи обучающихся с помощью элементов анималотерапии.

Задачи программы:

1.     формирование фонематических процессов;

2.     развитие лексико – грамматических категорий;

3.     формование полноценной связной речи;

4.     активизация речевой деятельности учащихся

5.     развитие коммуникативных навыков;

6.     Формирование просодической стороны речи;

7.     активизация высших психических функций;

8.     развитие языковой интуиции.

 Структура программы. Программа имеет определённое построение. Она состоит из 5 этапов.

1 этап – диагностический ( 3 часа).

    Цель – изучение речевых, медицинских, личностных особенностей учащихся.

   2 этап – предварительный ( 5 часов)

   Цель – вызвать  речевую  активность  детей.

  3 этап – коррекционно – развивающий (19 часов)

   Цель – коррекция устной речи учащихся.

   4 этап – обобщающий (5 часов)

   Цель – закрепление раннее полученных навыков.

     5 этап – диагностический (3 часа)

Цель – выявление динамики развития устной речи.

            Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции речи рассчитана на 4 года обучения.

           1 класс предусматривает 99 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю.

           2 класс предусматривает 102 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю.

          3 класс предусматривает 102 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю.

4 класс предусматривает 102 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю.

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов:

степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта и т.д.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

2 класс 34 часа.

1 этап. Диагностический (3 часа)

Исследование устной речи (1 ч.). Исследование коммуникативных навыков (1 ч.). Исследование фобий (1 ч.). Изучение медицинской документации.

2 этап. Предварительный (3 часа)

Знакомство с животными (2 ч). Роль животных в жизни человека (1). Фонематические процессы (1 ч.).

3 этап. Коррекционно – развивающий (21 час)

История возникновения речи (1 ч.). Творческая мастерская (2 ч.). Органы артикуляции животных и человека (1 ч.). Алфавит (3 ч.). Имя существительное (2 ч.). Имя прилагательное (2 ч.). Глагол (2 ч.). Диалог (2 ч.). Составление рассказа по сюжетной картине  (2 ч.). Составление рассказа о животном  (2 ч.). Обучение пересказу (2 ч.).

4 этап. Обобщающий (4 часов)

Логопедическая викторина (2 ч.). Игра по станциям (2 ч.)

5 этап. Диагностический (3 часа)

Исследование устной речи (2 ч.). Исследование коммуникативных навыков (1 ч.).

 На первом этапе  проводится диагностика детей, изучение медицинских карт.

         На втором этапе дети  наблюдают  за  животными в процессе непосредственного взаимодействия с ними, либо с помощью видео- и аудиозаписей: хомяком, птицами, аквариумными  рыбками,  черепахами, кошками, собаками и др. Проводятся игры с использованием животных, направленные на развитие неречевых процессов («Чей голос», «О ком идет речь?» и другие). Учащимся дают задания, в которых предлагается сравнить речь, артикуляционный аппарат животных и человека; подумать и придумать историю или рассказ, почему животные не могут разговаривать как люди; сравнение голосов животных; на какие звуки русского языка похожи эти голоса; сравнение артикуляций и другие задания.

          На третьем этапе  используются уже только образы животных, их символы: картинки и игрушки; звуки. Первые занятия в этом блоке отводятся для создания вместе с детьми «животного» алфавита, т.е. каждой букве русского алфавита отводится определенное животное, которое начинается с этой буквы. По коррекции фонематического восприятия, анализа и синтеза на логопедических занятиях предлагается задания с элементами анималотерапии:

  • «найди животное, в названии которого есть звук Ш; П»;

  • «найди по контурам животных тех зверей, название которых начинается на звук Л»;

  • «составь слово по начальным буквам, зашифрованное с помощью «животного» алфавита;

  • игра «Царство зверей»: учащиеся называют животных по последним звукам предыдущего   и другие.

            На коррекционно-развивающих занятиях происходит формирование и развитие лексико-грамматических категорий, используя элементы анималотерапии. С первых занятий учащимся предлагается работа с животными,  с их символами и образами. Дети обогащают свой словарный запас существительными, называя зверей, место их обитания, то, чем они питаются; глаголами, прилагательными, описывая животных; наречиями. На лексическом материале отрабатываются и грамматические категории. Затем темы расширяются. Например, от животных  учащиеся переходят к овощам. Учащимся предлагается сказать, чем питается заяц? (капуста, морковь). Затем идет обобщение этих понятий, т.е. это овощи. Так учащиеся переходят на новую тему занятия. На протяжении всех занятий второго блока дети переходят от животных к другим тематическим лексическим группам, на каждой из которых отрабатывается грамматический материал.

           По развитию связной речи у учащихся в специальных /коррекционных/ классах с помощью элементов анималотерапии проводятся нижеперечисленные задания:

  • составление рассказа о конкретном животном, которое присутствует на занятии или на видеосюжете

  • составление рассказа по сюжетной картине о животном;

  • составление текста на тему конкретного животного;

  • пересказ прочитанного текста о животном;

  • составление «животных диалогов».

         На занятиях используются стихотворения, сказки, рассказы, басни о животных.

         На четвёртом этапе детям предлагается следующие задания на выбор:

  •       просмотр мультфильма о животных;

  • логопедическая викторина;

  • постановка небольшого спектакля по мотивам русской народной сказки о животных;

  • рисование, лепка, аппликация на тему «Мое любимое животное»;

  • игра по станциям «Ребята и зверята».

На всех этапах проводится работа по развитию психических процессов – памяти, мышления, внимания, восприятия.

 Основные требования к знаниям, умениям  и навыкам обучающихся.

К концу года коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  • строение артикуляционного аппарата
  • акустико – артикуляционные различия и сходства звуков;
  • значение лексических единиц;
  • правила связи слов в предложении
  • основные термины: речь, предложение, словосочетание, слово, гласные и согласные буквы и звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, имя существительное, имя прилагательное, глагол, союзы, предлоги, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема, предложений, главные члены предложения, текст.
  • названия многих животных, их мест обитания и т.д.

 К концу года коррекционной работы обучающиеся должны уметь:

  • четко различать все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличия гласных и согласных звуков;
  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико – артикуляционные отличия;
  • быстро находить слово, наиболее точно выражающее мысль;
  • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
  • анализировать речь;
  • пользоваться различными частями речи;
  • грамматически правильно связывать слова в предложении;
  • составлять рассказы;
  • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
  • составлять полный пересказ текста;
  • интонационно оформлять высказывание.                                                                         ЧАСТЬ 2.                                                                  

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz