ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
1. Общие положения
1.1.Учитель-дефектолог относится к категории специалистов учреждение.
1.2.На
должность учителя-дефектолога принимаются лица, имеющие высшее
профессиональное образование в области дефектологии без
предъявления требований к стажу работы.
1.3.Учитель-дефектолог принимается и освобождаются от должности директором учреждения.
1.4.Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.5.Учитель-дефектолог должен знать:
• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
• законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
• Конвенцию о правах ребенка;
• возрастную и специальную педагогику и психологию;
• анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
• методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;
• нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
• программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;
• новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
• правила по охране труда и пожарной безопасности;
• теорию и методы управления образовательными системами;
• методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
•
современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода;
• методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста,
их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
• основы экологии, экономики, социологии;
• трудовое законодательство;
•
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
• правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
• правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.6.В
своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется: Конституцией и
законами РФ и ЧР, распоряжениями и другими нормативными актами
Правительства РФ и ЧР, Министерства образования и науки РФ,
Министерства образования и молодежной политики ЧР, главы местного
самоуправления, начальника управления образования городской
администрации, трудовым законодательством, правилами и нормами охраны
труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом и
локальными правовыми актами учреждения (в том числе Правилами
внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора,
настоящей должностной инструкцией).
2. Функции.
Основным
направлением деятельности учителя-дефектолога является работа с
обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, максимальная
коррекция отклонений в их развитии.
3. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог выполняет следующие обязанности:
3.1.Осуществляет
работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у
обучающихся с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в
специальных (коррекционных) классах, создаваемых для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (детей с тяжелыми
нарушениями речи, с задержкой психического развития и других детей с
ограниченными возможностями здоровья).
3.2.Осуществляет обследование обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения в развитии.
3.3.Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
3.4.Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.5.Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
3.6.Консультирует
педагогических работников и родителей (законных представителей) по
применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья.
3.7.Ведет необходимую документацию.
3.8.Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.9.Реализует образовательные программы.
3.10.Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
3.11.Изучает
индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности
обучающихся с целью создания условий для обеспечения их развития в
соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и
становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей,
используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения,
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки
обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного
образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.
3.12.Проводит
учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий.
3.13.Соблюдает права и свободы обучающихся.
3.14.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
3.15.Участвует
в работе педагогических, методических советов, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям (законным представителям).
3.16.Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.17.Ведет в установленном порядке учебную документацию в пределах своей компетенции.
3.18.Систематически повышает профессиональную квалификацию.
3.19.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
3.20.В
соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен
между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и
уходит через 20 минут после их окончания.
3.21.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки (занятия) в целях контроля за работой.
3.22.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
3.23.Соблюдает
Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового
распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты
учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
3.24.Проходит обязательные периодические медицинские обследования.
3.25.Соблюдает
этические нормы поведения, является примером для учащихся,
воспитанников и их родителей (законных представителей).
3.26. Учителю-дефектологу запрещается:
• изменять по своему усмотрению расписание уроков (занятий);
• отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними.
4. Права.
Учитель-дефектолог имеет право:
4.1.Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
4.2.Вносить
на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы,
связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
4.3.В
пределах своей компетенции сообщать директору учреждения обо всех
выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках
в деятельности учреждения (его структурных подразделениях) и вносить
предложения по их устранению.
4.4.Запрашивать лично или по поручению
руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов
информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных
обязанностей.
4.5.Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.
4.6.Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.7.Повышать профессиональную квалификацию.
4.8.Применять в практической деятельности современные педагогические технологии.
4.9.Осуществлять
оптимальный набор методов, средств, форм обучения и воспитания и
самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять
педагогические технологии или их элементы, которые могут быть
рекомендованы к распространению.
4.10.Использовать дифференцированный подход к оценке знаний, умений и навыков обучающихся.
4.11.Аттестоваться
на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и
получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
5. Ответственность
5.1.За
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава
и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных
распоряжений директора учреждения и иных локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной
инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, учитель-дефектолог несет дисциплинарную ответственность
в порядке, определенном действующим трудовым законодательством
Российской Федерации.
5.2.За совершенные в процессе осуществления
своей деятельности правонарушения учитель-дефектолог несет ответственность в
порядке, определенном действующим трудовым, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
5.3.За виновное причинение
учреждению материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением)
своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет материальную
ответственность в порядке и в пределах, установленных действующим
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.4.Учитель-дефектолог
несет полную индивидуальную материальную ответственность в случае
недостачи, утраты или порчи вверенных ему учреждением материальных
ценностей на основании письменного договора о полной материальной
ответственности.
5.5.За нарушение правил пожарной безопасности,
охраны труда, санитарно-гигиенических правил учреждения учитель-логопед
привлекается к административной, в особых случаях, к уголовной
ответственности в порядке и в пределах, предусмотренных действующим
гражданским, трудовым и уголовным законодательством Российской
Федерации.
5.6.Учитель-дефектолог несет персональную ответственность за
жизнь, здоровье и безопасность обучающихся в период образовательного
процесса.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель-дефектолог:
6.1.
Работает в режиме нормируемой части рабочего времени из расчета 20
часов в неделю в соответствии с расписанием учебных занятий и
ненормируемой части рабочего времени (времени, необходимого для
выполнения обязанностей, связанных с участием в обязательных плановых
общих мероприятиях и самопланировании обязательной деятельности).
6.2.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть (план работы утверждается директором).
6.3.Получает
от директора учреждения и его заместителей информацию
нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4.Систематически
обменивается служебной информацией с администрацией, педагогическими
работниками, техническим и обслуживающим персоналом учреждения в
пределах своей компетенции.
Заместитель директора по УВР
______________ _____ _________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«____»______________200_г.
С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
________________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«____»____________200__г.