Меню сайта
Форма входа
Поиск

Игры и упражнения

Игры и задания, используемые на разных этапах коррекционно-развивающей работы.

Подготовительный этап

1 Занятие.

1. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью карандаша.

Карандаш в руках катаю

между пальчиков верчу.

           Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

2. Выполнение плавных движений руками по подражанию с целью расслабления мышц пальцев и кистей рук.

а) «Погладим котёнка» - плавные движения рукой слева направо.

б) «Покрасим стену» - плавные движения рукой сверху вниз и снизу вверх.

в) «Птичка клюёт зёрнышки» - локти фиксированы на столе – движение кистями вверх-вниз с подключением кистевого замаха.

г) «Птички машут крыльями» - до 5 раз.

3. Игра «Лови мяч».

Цель: учить ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук быстроту реакций.

Оборудование: мячи разной величины.

Ход игры: взрослый предлагает детям ловить мяч и показывает, как ребёнок должен держать руки и ловить мяч. Затем детей учат ловить мяч от груди, сверху вниз, из–за головы. В конце игры предлагается детям выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет каждого ребёнка.     

4. Удерживание взора на двигающемся предмете и прослеживание его. «Тучка по небу плывёт», «Ку-ку».

5. Ориентировка в схеме собственного тела (вверху голова, на голове шапочка; внизу ноги, на ногах туфельки). В пространстве (вверху потолок, внизу пол, ковёр и т. п.).

2 Занятие.

1. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью шишки.

2. Удерживание позы кистей и пальцев рук.

«Коза».

Идёт коза рогатая,

идёт коза бодатая.

«Зайчик».

Скачет зайка косой

Под высокой сосной,

У корней за сосной

Скачет зайка второй.

«Дом и ворота».

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем.

В этот домик приглашаем.

3. Игра «Бабочка и цветок».

Цель: активизировать слуховое внимание.

Оборудование: бубен, бабочки и цветочки разного цвета.

Ход игры: на ковре разложены цветки разного цвета, в руках у каждого ребёнка бабочка. Как только педагог начинает бить в бубен (за спиной), дети начинают бегать, звук прекращается и дети садятся на цветки того же цвета что и бабочки.

4. Сортировка семян (гречка и рис).

Я крупу перебираю

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

5. Чередование движений рук: сжимать и разжимать кулачки, по подражанию действий взрослого. Упражнения: «Поиграем на пианино», «Кулачок-ладошка».

6. Работа на листах бумаги «Собери картинку».

3 Занятие.

1. Игра «Силачи»

Цель: учить удерживать палец в согнутом положении (крючок).

Ход игры: взрослый садится напротив детей и говорит: «будем играть с пальчиками». Показывает каждому ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было «мерятся силой». Взрослый сгибает свой указательный палец и старается «зацепить» указательный палец ребёнка. При этом, делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указательный палец взрослого согнут, а большой придерживает палец ребёнка). После того, как удалось «зацепиться», педагог старается потянуть пальцами руку ребёнка, а ребёнок тянет свою руку на себя. Проговаривается потешка: «Пальчик сильный у Антоши, вот какой, вот какой! Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»

2. Игра: «Выложи дорожку».

Цель: учить детей выполнять соотносящие действия обеих рук.

Оборудование: пуговицы разной величины, игрушка Мишка.

Ход игры: педагог показывает на образце простой вариант дорожки. Педагог говорит, что эту дорожку выложил Мишка и заблудился. Необходимо выложить дорожку каждому ребёнку, чтоб Мишка добрался до дома. Мишка топает по дорожке и произносит потешку:

Мишка топал по дорожке

Топ, топ, топ, топ, топ, топ

У него устали ножки топ, топ, топ, топ, топ!

4. Игры с палочками (сначала по образцу, затем по речевой инструкции).

«Выложи ёлочку», «Построй лесенку»,

«Сделай домик»

Дом я строю во вселенной.

Есть в нём крыша и антенна.

Есть в нём дверь, и есть окошко –

Пусть живёт в нём наша кошка.

«Ёжик»

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек –

Конечно это ёжик.

5. «Слушай песенку». Педагог показывает детям, как он одновременно произносит звук и проводит линию сверху – вниз на доске. Затем дети выполняют аналогичное задание по подражанию, затем по показу (сверху – вниз, слева – направо) на альбомном листе.

«Капает дождик» - «кап, кап, кап» - ставят точки.

«Пчёлки летят в улей» - «ж-ж-ж».

 «Комарик летит к фонарику» - «з-з-з».

«Пароход плывёт к причалу» - «у-у-у».

«Самолёт идёт на посадку» - «и-и-и».

«Змейка ползёт в камышах» - «ш-ш-ш».

«Поезд едет» - «чух-чух-чух».

4 Занятие.

1. Пальчиковые игры: «Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок).

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны).

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга).

Покрутили, (движения сцепленными пальцами от себя к себе).

Потянули (пальцы сцеплены, руки тянуться в разные стороны).

И открыли. (расцепить пальцы).

«Утречко»

Утро настало,

Солнышко встало. (Ладони с растопыренными пальцами скрестить)

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей! (Сжать кулак правой руки. Большой палец пр. руки направлен вверх и совершает круговые движения).

-Вставай Большак! (большой и указательный палец пр. руки щёлкают по большому пальцу лев. руки).

-Вставай, Указка! (щелчок по указательному пальцу).

-Вставай, Серёдка! (щелчок по среднему пальцу).

-Вставай, Сиротка! (щелчок по безымянному пальцу).

И крошка Митрошка! (щелчок по мизинцу).

Привет Ладошка! (щелчок в центре ладони).

2. Игровое задание: «Соберём бусы для куклы Маши».

3. Игровые задания: «Сложи из цветных полосок предмет», «Собери паровозик».

4. При правильной фиксации пальцев рук на пишущем предмете, дети выполняют следующие упражнения: «Курочка клюёт зёрнышки» (дети ставят точки на листах бумаги); «Нарисуй зёрнышко»; «Нарисуй горошек»; «Горошек для петушка».

5. Игра «Клубок для котёнка»

Цель: учить детей удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия – наматывать нитку на клубок.

Оборудование: клубок, игрушка – котёнок.

(на конце нитки привязана игрушка)

Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть с котёнком, распускает нитки, просит наматывать нитку на клубок. При этом взрослый обращает внимание ребёнка на приближающуюся игрушку.

5 Занятие.

1. Игра «Листопад».

Цель: развитие произвольного внимания, умение различать направления движения верх-низ, развитие мелкой моторики (отрывать от целого листа маленькие кусочки).

Оборудование: листы цветной бумаги (жёлтые, красные).

Ход игры: дети отрывают от листа бумаги маленькие кусочки (осенние листочки). «Листопад, листопад – листья жёлтые летят!». Взрослый: «Куда полетели наши листочки?» Дети: «Вверх!» Взрослый: «Куда падают наши листочки?» Дети: «Вниз, на пол». Взрослый вместе с детьми подбрасывает

листочки и вместе радуются.

2. Проведение прямых линий. Игровые задания: «Машины едут в гаражи», «Дорожка для колобка», «Раздели пополам все круги (по образцу), каждый верхний полукруг раскрась жёлтым карандашом», «Проведи горизонтальную линию по середине каждого рисунка, раскрась те рисунки, на которых две половинки совершенно одинаковые», и т.д.

3. Игра «Лодочка».

Цель: развить произвольное внимание, умение выполнять содружественные движения обеими руками, ориентироваться на плоскости листа, правильно пользоваться карандашом, в заданном направлении проводить волнистые линии в ограниченном пространстве.

Оборудование: альбомный лист бумаги, голубой карандаш, игрушка лодочка.

Ход игры: педагог произносит стихотворение и показывает руками основные движения:

Две ладошки я сожму, (две ладони соединить «лодочкой»)

И по морю поплыву (выполнить волнообразные движения руками)

Две ладошки знаю я,

Это лодочка моя. (демонстрация игрушки лодочки)

Дети повторяют движения лодочки несколько раз. Затем, дети рисуют волнистые линии на листе бумаги. Педагог: «Нарисуйте волны для нашей лодочки! Внимание! Линию проводим слева на право». Педагог параллельно показывает на доске.

 4. Спиралевидные линии: «Намотай нитку на клубок», «Соедини телефон с трубкой», «Обведи дорожку, по которой мячик прыгал вниз по крыше, а юла кружилась по полу».

6 Занятие.

Пальчиковая игра: «Белка».

Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно).

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке, (загибать пальчики, начиная с большого).

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга).

Кому в зубок,

Кому в лапочку.

2.Игра «Разноцветные пуговицы».

Цель: развитие произвольного внимания, учить различать правую и левую стороны.

Оборудование: пуговицы красного и синего цвета.

Ход игры: педагог: «возьми красную пуговицу в правую руку, а синюю - в левую». Если ребёнок выполнил задание правильно, то педагог просит: «Теперь положи красную пуговицу в ящик, который стоит справа, а синюю пуговицу в ящик который стоит слева».

3. Ломаные линии: «Обведи заборчик из линий», «Рисование орнамента».

4. Штриховка геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник), ориентируясь на указательную стрелку.

Второй этап: основной.

1 Занятие.

1. Упражнение: «кулак – ладонь».

2. Исходное положение: ладони сомкнуты,

 пальцы прижаты друг к другу.

-Мама, мама! (Мизинцы два раза ударяют друг о друга.)

  -Что, что, что? (Указательные пальцы ударяются друг о друга на каждое слово.)

-Гости едут! (Мизинцы ударяются друг о друга на каждое слово.)

-Ну и что? (Ударяются указательные пальцы.)

-Здрасьте, здрасьте! (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя, их то справа, то слева.)

-Чмок, чмок, чмок! (гости целуются) (Средний и безымянный пальцы обеих рук ударяются друг о друга три раза.)

-Чмок, чмок, чмок! ( повторить последнее движение.)

3. нанизывание пуговиц на нитку (в определённой последовательности, представленной на образце).

4. «Собери картинку» (5-6 частей).

5. «Следи за стрелкой». («Куда уехала машина? Назови цвета конфет в направлении указанной стрелкой. Назови рисунки, выбери правильное направление».)

6. «Послушай и простучи», «Нарисуй, что услышал».

7. «Обведи по контору». («Мячи для Маши», «Волны», «Ленточки»).

2 Занятие.

1. «Шнуровка».

2. «На Блины».

Стала, Маша гостей созывать:

-И Иван приди,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка:

-Ну пожалуйста!

Стала Маша

Гостей угощать:

-И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке-

Мятный пряничек!

Стала Маша

Гостей провожать:

-Прощай, Иван!

-Прощай, Степан!

-Прощай, Андрей!

-Прощай, Матвей!

А ты, Митрошечка,

Моя крошечка,

 Да ты побудь со мной

Ещё немножечко.

3. «Подбери, что круглое, что овальное?», «Найди в ряду тень от морковки, пирамидки»,

4. «Выложи на верхней строке листа следующие формы – красный квадрат, синий треугольник, красный квадрат…», (по образцу, затем по речевой инструкции).

5. Слушай и рисуй («Оса», «Жук».)

6. «Рассмотри все рисунки, найди на каждом рисунке того, кто движется в противоположном направлении».

7. «Покажи и нарисуй, как добраться гусенице к яблоку, бабочке к цветку…» (сначала используем пунктирною линию, затем без неё). «Обведи яблоко по пунктирной линии в направлении указанной стрелкой». 

3 Занятие.

1. Нанизывание бус на леску.

2. Выкладывание ряд на строке из элементов букв (по образцу, а затем по речевой инструкции).

3. Игровые задания на тетрадном листе в крупную клетку: «Сосчитай сколько клеточек в каждом прямоугольнике по вертикали. Нарисуй рядом дома с таким же количеством этажей», «Сосчитай, сколько клеточек расположено по вертикали. Продолжи обводить кирпичики по точкам в направлении, указанной стрелкой», «Продолжай рисовать орнамент по образцу», «Нарисуй заборчик по горизонтали».

4. «Слушай и пиши»: «Палочка-клеточка», «Точка-тире», «Вертикальная линия – горизонтальная линия».

5. «Длинные – короткие слова»: «Дом-матрёшка», «Кот-машина» и т.д.

6. «Послушай и простучи».

4 Занятие.

1. «На постой».

Ночь. В избе все спят.

Раздаётся стук.

Солдаты (басом):

-Тук-тук!

Дети (тоненьким голосом):

-Кто-там?

Солдаты (басом):

-Два солдата

Пришли переночевать!

Дети (тоненьким голосом)

-Спроси у мамы.

Мама!

Мама (обычным голосом):

-Что дети?

Дети (тоненькими голосками):

-Два солдата пришли переночевать!

Мама (обычным голосом):

-Спросите у папы!

Дети (тоненькими голосками):

-Папа!

Папа (низким голосом):

-Что дети?

Дети (тоненькими голосами):

-Два солдата пришли переночевать!

Папа (низким голосом):

-Впустите!

Дети (тоненькими голосками)

-Входите!

Солдаты (басом):

-Ах, какая благодать,

Что пустили переночевать!

Войдём!

2. Задания на альбомных листах: «Обведи сливы в банке», «Обведи воздушные шарики сначала жёлтого цвета, а потом все остальные», «Нарисуй в банках помидоры в виде кругов, а огурцы в виде овалов», «Нарисуй раму в окне», «Паутина паука».

3. «Дорисуй недостающие части», «Внимательно рассмотри образец, расположенной вверху слева, на всех остальных рисунках дорисуй недостающие детали».

4. Штриховка: «Дорисуй подсолнухи», «Нарисуй прутья для клетки с животными», «Клоун».

5. Занятие. 

1. «На блины».

2. Работа на тетрадных листах в крупную клетку: « Нарисуй, что бывает вверху, что бывает внизу», «Кто летает и где? Кто ползёт – где?»

3. «Слушай и пиши», «Графические диктанты».

4. Графическая героиня «Девочка – клеточка».

5. Работ на тетрадном листе в линейку: «Посмотри на тетрадный лист и в начале каждой рабочей строки поставь красную точку», «Нарисуй зелёным карандашом траву по обе стороны от беговой дорожки», «Сосчитай, сколько беговых дорожек на стадионе, каждую из них раскрась и обведи по краям».

6. Рисование элементов букв на тетрадных листах в линейку.

6 Занятие.

Задания: «Дорисуй, срисуй, заштрихуй, закрась».

Третий этап: заключительный.

Задание на ватмане, дети поделились на две команды по 4 и 5 человек. Два персонажа: Девочка-клеточка, Девочка-линеечка, каждая из которых предлагала свои задания.

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz