Для учителей, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов
общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений
Примерная психолого-педагогическая характеристика детей, поступающих на обследование на РПМПК
Важнейшими направлениями ПМПК являются:
-
комплексное медико-психолого-педагогическое обследование детей для
определения форм воспитания и обучения и соответствии с уровнем
интеллектуального развития и психофизического состояния;
-
оказание консультационной помощи родителям, психологам, врачам,
социальным работникам, педагогам, логопедам образовательных учреждений
по проблемам воспитания, обучения, лечения детей с отклонениями в
развитии и поведении;
-
методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных
учреждении в изучении динамики развития детей в процессе обучения и
воспитания; составление индивидуальных рекомендаций по оказанию детям
медицинской, педагогической, психологической помощи; по организации
специального обучения и воспитания в учреждениях системы образования и
некоторые другие.
При
медицинском обследовании изучаются: физическое состояние, соматическое
состояние, состояние органов чувств, психическое состояние, состояние
нервной системы детей.
При
психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное
развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние
ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность
учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности,
поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.
При
решении вопросов, связанных с необходимостью определения профиля
обучения дошкольников коррекционных групп при массовых ДОУ и
коррекционных детских садов, при необходимости дублирования класса,
перевода в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо
комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая
документация, с которой поступает ребенок на диагностическое
обследование.
Для
специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование
(психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным
документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о
ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ
заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным
руководителем школы, скрепляется подписью руководителя учреждения и
печатью.
Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения:
- сколько времени находится ребенок в данном детском учреждении;
- особенности адаптации ребенка к детскому учреждению;
- в каком возрасте поступил в школу и какова степень подготовленности;
-
как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им
программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и
другим предметам);
-
особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень
внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у
ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная
утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
-
взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех
случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно
пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
- указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).
- Анализ педагогических характеристик детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно.
Данные,
содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные
особенности усвоения детьми программного материала детского сада или
школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с
окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии;
информацию о различных сторонах поведения. и психической деятельности в
целом.
К
сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках
той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами
ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными
недостатками при составлении характеристики становятся следующие:
1. Неполное составление педагогических характеристик,
В
ряде случаев приходится встречаться с характеристиками поверхностного,
схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по
одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к
учебной деятельности, сформированность учебных навыков; характеристика
общего развития; развитие моторики и речи; отношение ребенка к неудачам,
особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по
две строки для изложения особенностей семейного воспитания, отношения
ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе.
Такие характеристики-схемы не дают материала, позволяющего уточнить
результаты обследования.
2. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.
Ряд
характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в
детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций -
восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена
психолого-педагогических характеристик представлением школьного
психолога. В ряде случаев в характеристиках содержатся отрывочная
информация об отдельных недостатках поведения ребенка.
Сведения
об отдельных особенностях психики и поведения важны, но не менее
существенной является информация об уровне общего развития, об
особенностях усвоения программы детского сада или школы.
3. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.
Значительное
количество характеристик, представленных на диагностическое
обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в
поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости
детей по разным направлениям программного материала дошкольного или
школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей
ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не
отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться
в педагогической работе.
4. Излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации.
5. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.
Значительное
количество характеристик носит безадресный характер: педагог не
указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в
другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В
характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его
семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач,
отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т.д.).
Из рекомендации РПМПК