Классный час по ЗОЖ
ЗАНЯТИЕ № 4. Тема «Органы чувств».
Цель: познакомить учащихся с органами чувств, учить пользоваться ими, беречь их и развивать, воспитывать необходимость вести здоровый образ жизни.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Цели и задачи занятия.
Станция «Щупальца мозга»
Богат мир красок, звуков, запахов. Сложны и переменчивы процессы в самом организме. Мы воспринимаем все эти явления и не только удовлетворяем свои потребности, но и наслаждаемся жизнью, творим и преобразуем ее. Первыми принимают на себя воздействия всего материального мира чувствительные нервы - рецепторы. В них энергия внешнего мира перерабатывается в нервный процесс. Рецепторы заложены в специальных приборах - органах чувств. На одном квадратном сантиметре кожи имеется 200-400 чувствительных окончаний. А всего их до 8 000 000. И. Павлов назвал их «щупальца мозга».
Станция «Боль»
С первых до последних дней жизни боль - неизбежный спутник человека. Это нежелательное чувство расстраивает нормальные жизненные явления в организме. Говорят о боли острой, тупой, колющей, давящей, ноющей, глухой, мучительной и т.д. Доказано существование болевого анализатора. На одном квадратном сантиметре около 100 болевых точек.
Полезна или вредна боль? (Дети дают ответы и доказывают свою правоту).
Конечно, боль полезна, пока она сигнализирует об опасности. В Древней Греции говорили: «Боль - сторожевой пес здоровья». Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, замерз бы, истек кровью и т.д. Боль защищает человека от опасности.
Но часто она вредна для человеческого организма. Сильная зубная боль лишает человека аппетита, он не может спать, разговаривать. При сильной боли углубляется дыхание, изменяется работа сердца, ослабляется зрение.
Необходимо оказать первую помощь, снять боль. Какую первую медицинскую помощь вы можете оказать?
Станция «Вкус и ощущение запаха»
Дети с закрытыми глазами на вкус и запах определяют грушу, апельсин, конфеты с различными вкусами, лук и т.д.
У людей чувство вкуса различно. Одна и та же пища может вызвать разное чувство вкуса. Голод повышает чувствительность к сладкому, а кислое снижает. Вкус вещества ощущается, если оно находится в растворенном состоянии.
Положите на сухой язык кусочек яблока, картофеля, лука. Чувствуете вы вкус? Такова же гигиена вкуса. Запомните! Пища не должна быть слишком горячей и слишком холодной. Вкус позволяет определить испорченную пищу.
3. Итог занятия: назовите органы чувств. Всегда ли нужно бороться с болью? Какова гигиена вкуса?