|
Школьные нагрузки и здоровьеШкольные нагрузки и здоровье. В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих. Показатели, по которым можно определить состояние здоровья ребёнка и его нарушение: 1. Масса тела. По изменению этого показателя можно проследить, какое влияние оказывает учебная нагрузка на организм, вызывает ли она отрицательные изменения в состоянии здоровья. Ведь ребёнок интенсивно растёт, развивается, и снижение веса или образование «дефицита массы тела» не должно быть. Однако, по результатам наблюдений, уже к концу первой четверти масса тела снизилась у 60% детей. Одновременно со снижением массы ухудшились показатели работоспособности, появляются жалобы детей на усталость, сонливость, головные боли.
Однако, нередко встречаются и более тяжёлые случаи, когда состояние детей продолжает прогрессивно ухудшаться. К концу полугодия резко снижаются умственная работоспособность и успеваемость до такой степени, что школьники перестают справляться даже с теми заданиями, которые раньше для них не представляли никакого труда. Дети часто не могут уснуть, просыпаются по ночам, вскрикивает во сне. Бывают случаи ночного недержания мочи (энуреза). Эти нарушения врачи расценивают как нарушения нервно-психического здоровья, непосредственно связанного с неблагоприятным влиянием учебной нагрузки. Практика показывает, что в течение первого полугодия ухудшение нервно-психического состояния детей наиболее выражено. За этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14 – 16%. Далее во втором полугодии, эти показатели изменяются незначительно. И всё-таки к концу учебного года примерно на 20% увеличивается число таких детей, поэтому нельзя закрывать глаза или списывать на баловство и невоспитанность любое нарушение поведение школьника – раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимания на вялость и апатию. Все эти внешние проявления неадекватного поведения чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующим коррекции, а иногда – с заболеванием, требующим лечения. Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении. В процессе адаптации среди первоклассников выделяется группа детей, у которых уже в течение первого полугодия становится явной имевшаяся ранее задержка речевого и психического развития, хотя в дошкольный период они ничем не выделялись среди своих сверстников. По-видимому, провоцирующим фактором здесь являются весь комплекс нагрузок, связанных с началом систематического обучения. Постепенное усиление этих проявлений приводит к тому, что уже в начале второго полугодия становится ясным: они не в состоянии усвоить школьную программу. Как правило, таким детям не доступны простые счётные операции, элементарные пространственные и абстрактные понятия. Особенную трудность представляет освоение навыков письма и чтения. Целенаправленное специальное логопедическое обследование выявляет у этих детей признаки недоразвития речи, особенности фонетико-фонематического восприятия. При освоении навыка письма у них на первое место выступают проявления дисграфии, нарушения звуко-буквенного анализа. При этом характерны не распознавание образа букв по элементам (оптические ошибки), неспособность слышать звуки, правильно соотносить звук и букву, в результате чего наблюдаются замены, такие, как б – п, д – т, з – с, г – к и т.д. Определённое значение имеет наличие у детей неправильного звукопроизношения (дислалии, косноязычия). Неправильно произнося звуки, они отражают это в письме. Характерно, что учащиеся, у которых отмечаются проявления дисграфии, искажают слова, фразы, не видят предлогов, сливают отдельные слова. Целенаправленная логопедическая и педагогическая коррекция, если она начинается с первых моментов проявления недоразвития фонетико-фонематического восприятия, даёт положительные результаты. Однако, «дополнительная нагрузка» и «продвижение» ребёнка, как правило, связаны со значительным напряжением центральной нервной системы и часто приводят к ухудшению психического состояния здоровья.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |