Меню сайта
Форма входа
Поиск

Школьные нагрузки и здоровье

 Школьные нагрузки и здоровье. 

В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих.

         Показатели, по которым можно определить состояние здоровья ребёнка и его нарушение:

   1. Масса тела.   По изменению этого показателя можно проследить, какое влияние оказывает учебная нагрузка на организм, вызывает ли она отрицательные изменения в состоянии здоровья. Ведь ребёнок интенсивно растёт, развивается, и снижение веса или образование «дефицита массы тела» не должно быть. Однако, по результатам наблюдений, уже к концу первой четверти масса тела снизилась у 60% детей. Одновременно со снижением массы ухудшились показатели работоспособности, появляются жалобы детей на усталость, сонливость, головные боли.

  1. Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния организма детей, снижением умственной работоспособности и успеваемости подтверждает высокую информативность этого показателя при реакции организма на учебную нагрузку и позволяет использовать его при оценке адаптации ребёнка к условиям обучения в школе.
  2.  Артериальное давление. Чаще всего у первоклассников отмечается значительное снижение показателей артериального давления при утомлении. А в тех случаях, когда учебные нагрузки приводят не только к утомлению, но и к переутомлению, артериальное давление может значительно повышаться. Это говорит о том, что нагрузка непосильна для ребёнка. Особенно часто повышение артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и в середине третьей – самой трудной четверти. Иногда такие нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного года. Повышение артериального давления у школьников может сочетаться как с появлением шумов в сердце, так и с нарушениями нервно-психического здоровья. Всё это результат чрезмерного напряжения и переутомления.
  3. Состояние нервной системы детей. Вскоре после начала учебного года всё чаще появляются первоклассники, у которых постепенно нарастают усталость, вялость или, наоборот, двигательное беспокойство. Эти дети с трудом выдерживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, особенно по вечерам, под любым предлогом они отказываются идти в школу. Если эти изменения выражены в слабой степени и компенсируются в течение первой четверти, можно говорить о лёгкой адаптации.

Однако, нередко встречаются и более тяжёлые случаи, когда состояние детей продолжает прогрессивно ухудшаться. К концу полугодия резко снижаются умственная работоспособность и успеваемость до такой степени, что школьники перестают справляться даже с теми заданиями, которые раньше для них не представляли никакого труда. Дети часто не могут уснуть, просыпаются по ночам, вскрикивает во сне. Бывают случаи ночного недержания мочи (энуреза). Эти нарушения врачи расценивают как нарушения нервно-психического здоровья, непосредственно связанного с неблагоприятным влиянием учебной нагрузки.

         Практика показывает, что в течение первого полугодия ухудшение нервно-психического состояния детей наиболее выражено. За этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14 – 16%. Далее во втором полугодии, эти показатели изменяются незначительно. И всё-таки к концу учебного года примерно на 20% увеличивается число таких детей, поэтому нельзя закрывать глаза или списывать на баловство и невоспитанность любое нарушение поведение школьника – раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимания на вялость и апатию. Все эти внешние проявления неадекватного поведения чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующим коррекции, а иногда – с заболеванием, требующим лечения. Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении.

         В процессе адаптации среди первоклассников выделяется группа детей, у которых уже в течение первого полугодия становится явной имевшаяся ранее задержка речевого и психического развития, хотя в дошкольный период они ничем не выделялись среди своих сверстников. По-видимому, провоцирующим фактором здесь являются весь комплекс нагрузок, связанных с началом систематического обучения. Постепенное усиление этих проявлений приводит к тому, что уже в начале второго полугодия становится ясным: они не в состоянии усвоить школьную программу. Как правило, таким детям не доступны простые счётные операции, элементарные пространственные и абстрактные понятия. Особенную трудность представляет освоение навыков письма и чтения. Целенаправленное специальное логопедическое обследование выявляет у этих детей признаки недоразвития речи, особенности фонетико-фонематического восприятия.

         При освоении навыка письма у них на первое место выступают проявления дисграфии, нарушения звуко-буквенного анализа. При этом характерны не распознавание образа букв по элементам (оптические ошибки), неспособность слышать звуки, правильно соотносить звук и букву, в результате чего наблюдаются замены, такие, как б – п, д – т, з – с,  г – к и т.д. Определённое значение имеет наличие у детей неправильного звукопроизношения (дислалии, косноязычия). Неправильно произнося звуки, они отражают это в письме. Характерно, что учащиеся, у которых отмечаются проявления дисграфии, искажают слова, фразы, не видят предлогов, сливают отдельные слова.

         Целенаправленная логопедическая и педагогическая коррекция, если она начинается с первых моментов проявления недоразвития фонетико-фонематического восприятия, даёт положительные результаты. Однако, «дополнительная нагрузка» и «продвижение» ребёнка, как правило, связаны со значительным напряжением центральной нервной системы и часто приводят к ухудшению психического состояния здоровья.

  

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz