В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
Игра 1. Угадайка
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.
Игра 2. Узнай, кто ты.
Из первых звуков сложи слово. Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)
Игра 3. Последний звук.
Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово. Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)
Игра 4. Внимание, на старт!
Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.
Игра 5. Кто дальше.
На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два ученика — они водители. У каждого машинка, ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление — слог или звук).
Игра 6. Кто быстрей.
В течение двух минут:
а) составить как можно больше слов на определенный звук;
б) составить предложение с большим количеством слов;
в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.
В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п. 5.
Звук и буква:
а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т.п.
б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.
в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.
г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.
д) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.
Игра 6. Игра в кубик
Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
Игра 7. Слово-загадка
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.