Меню сайта
Форма входа
Поиск

Адаптация к школе

АДАПТАЦИЯ   К  ШКОЛЕ

  1. Почему трудно учиться в школе или что такое Адаптация к школе?

         Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

         Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их непосредственным опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

         С началом обучения в школе объём нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению со всем предшествующим периодом жизни ребёнка. Эта нагрузка является очень утомительной для детей.

         Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

         Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую «платит» организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. И учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

         Большинство детей в основном считаются готовыми к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: « Я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих пред ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Учитель и родители должны с самого начала разъяснять детям, что от них требуется, важно сразу показать отличие новой позиции ученика, его прав, обязанностей оттого, что было раньше, до школы. Дети в это время сами тоже стараются разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные  и значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения в школе, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребёнка определённых нравственно этических выводов. « Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность»  (Ш. А. Амонашвили).

         Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умение вместе работать.

         Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и всё-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на переменке играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми на этом сложном, для каждого ребёнка этапе вхождений в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть, что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.

         Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно, радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать доверие и авторитет. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь очень важна роль учителя: Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе очень часто – глазами учителя. Отношение учителя к ребёнку – индикатор отношений к нему и его одноклассников.

         А от негативного отношения учителя ребёнок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети; поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов.

         Конечно, в классе будут разные дети, но вне зависимости от их личных характеристик, индивидуального развития, психического состояния учитель не должен выделять кого-то из них, любым способ подчёркивать чью-то привлекательность, показывать, что кто-то  нравится ему больше других, а тем более никак не подчёркивать неприятие какого-то ученика, его отрицательные качества. Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредоточивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельных учеников.

         Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ребёнка в школе – привить ему чувство, что класс, школа не являются чужой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Воспитательная работа, в первую очередь, должна вестись личным примером учителя, отзывчивого, доброго, готового прийти на помощь, не упрекнув в лени и нерадивости.

         От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка в школе. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определённых правил поведения, пресекающий их нарушение, вся деятельность которого подчинена одной основной задаче, дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они чётко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Правда, есть дети, особенно среди шестилеток, не осознающие специфическую позицию учителя и своё положение ученика. Это, так называемые, не готовые к школьному обучению дети, не умеющих на данном этапе своего развития понять условность отношений учителя и ученика. Такой ребёнок может сказать учителю в ответ на его замечание: « Я не хочу здесь учиться: мне с вами не интересно». С таким ребёнком отстоять своё «Я» бывает очень трудно. В таких случаях бесполезно приказывать, наказывать: ведь нужно завоевать доверие и уважение ребёнка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе малыша, попробовать по взрослому, серьёзно поговорить, но не при всех, а наедине. Можно привлечь на помощь, не жалуясь на ученика, его родителей. Через некоторое время (если нет других отклонений в поведении) всё уладится.

         Особое значение в отношениях учителя и учеников, да и учеников между собой на первом этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы. Психология восприятия ребёнком оценки (не отметки как таковой) его деятельности, в конечном счёте, является оценкой его личности в целом. Этому способствует реакция и сверстников и взрослых (родителей, знакомых). Любой взрослый чаще всего спрашивает у ребёнка: «Как ты учишься, какие у тебя отметки?». Если учитель считает, что ученик успешно справляется с учёбой, у него хорошее поведение, он хороший товарищ, то так же, как правило, оценивают его и ребята в классе, и родители его одноклассников.

         Всё это свидетельствует о большой ответственности учителя за ту оценку, которую он даёт каждому ребёнку, и, несомненно, повышает требования к педагогу, к технике его общения с детьми. Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребёнка к школе. Вместо традиционных двоек, пятёрок сейчас используются рисунки, штампики, звёздочки, различные значки, дифференцирующие успехи так же, как и оценки.

         Учитель должен оценивать успехи своих учеников. Успех каждого ученика обязательно должен быть замечен, пусть даже небольшой, много меньший, чем у других. Но обязательно он должен быть отмечен всеми, а вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем необязательно делать достоянием гласности – лучше поговорить с ребёнком о них наедине.

         Первоклассники очень остро воспринимают малейшую несправедливость учителя, так как находятся в большой эмоциональной зависимости от него. Чаще всего учитель бывает, недоволен учениками, слабо успевающими или нарушающими требования дисциплины, и, не всегда хорошо разобравшись в причинах, стремится выразить своё отношение к ребёнку (чаще всего именно к ребёнку, а не к конкретному поступку) и высказать его родителям, не считаясь ни с состоянием малыша, ни с его самолюбием.

         Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, - это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. И несмотря на то, что общая готовность учиться(желание учиться) практически одинаковы у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности

Ребёнка, но и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу.

         Начало обучения в школе позволяет ребёнку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников ещё нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

         В начале учебного года, на первых этапах адаптации, мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля ещё недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избежания наказания – вот что должно быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребёнка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач », - считает В. В. Давыдов. Он убедительно доказал, что учебная деятельность «содержит в своём единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др.», а значит, и механизмы адаптации ребёнка к школе имеют тоже многообразие аспектов.

         Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

         Первый  этап   ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго ( две – три недели ).

        Второй  этапНЕУСТОЙЧИВОЕ  ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакции на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит всё, что есть, а иногда и «в долг берёт»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену»  платит организм каждого ребёнка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

        Третий  этап ОТНОСИТЕЛЬНО  УСТОЙЧИВОЕ  ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен реагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья.

         Продолжительность всех трёх фаз адаптации приблизительно 5 – 6 недель, то есть этот период продолжается до 10 – 15 октября, а наиболее сложными являются 1 – 4 недели.

         Чем же характеризуются первые недели обучения ?

         Достаточно низким уровнем напряжения сердечно – сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряжённости изменений, происходящих в организме ребёнка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.

         Только на пятой – шестой неделях обучения (а не через два – три дня, как думают многие) постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной, нервной, симпатоадреналиновой, сердечно-сосудистой), то есть наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако, по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель, то есть длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5 – 6 неделях обучения, весь первый год обучения можно считать периодом неустойчивой и напряжённой регуляции всех систем организма.

         Успешность процесса адаптации во многом зависит от состояния здоровья ребёнка, поэтому проблемой школьной адаптации в зависимости от здоровья давно занимаются медики. О «школьном стрессе», «школьном шоке», «школьных страхах» (школофобии) медики начали говорить ещё в середине 50-ых годов, и понятие это заняло прочное место в документах ВОЗ, показывая, что эти явления не исчезают, а от года к году проявляются с большей остротой.

         Под «школьным стрессом» понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребёнку успешно справиться с учебной нагрузкой.

         В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяют группы детей, дающих лёгкую адаптацию, адаптацию средней тяжести, тяжёлую адаптацию.

         При лёгкой адаптации состояние напряжённости функциональных систем организма ребёнка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

         Напряжение всех функциональных систем организма ребёнка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника.

         Большое значение имеют такие факторы, как: 1) особенности жизни ребёнка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного);   2) первоклассники, ранее посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения;   3) состояние здоровья ребёнка к началу систематического обучения и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки.

         Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием.  Однако, к сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 – 25 %. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

         Тяжелее всех к школе адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.

         Общая ослабленность ребёнка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние центральной нервной системы, служит причиной более тяжёлого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья.

Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz