«Немного можно добиться строгостью,
много – любовью, но больше всего знанием дела ...»
Снова сентябрь... Новый класс, новые ученики... Какие они? Десяток распахнутых любознательных глаз смотрят на меня. В одних вижу любопытство, внимание. В других – недоверие, настороженность. В глазах читаю самые разные вопросы.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья много инфантильных с эмоционально-волевой неустойчивостью, а это создаёт им определённые трудности во взаимоотношениях с окружающим миром. Их бывает сложно заинтересовать чем-либо, удержать в школьной среде; они часто замыкаются в себе, боятся раскрыться. Я принимаю их такими, какие они есть. Моя задача, как педагога, не только научить своему предмету, но, главное, зажечь в их глазах огонёк интереса, творчества, азарта к учению, способствовать развитию положительных эмоций, адекватному восприятию действительности. А для этого в каждом ребёнке нужно увидеть индивидуальность, разглядеть его способности, узнать его возможности.
Многим из моих учеников зачастую не с кем поделиться своими радостями и горестями, их не всегда выслушивают и понимают дома. Установить доверительные отношения – задача непростая. И здесь есть только один путь – быть интересной для учеников, чтобы они откликнулись, настроились на сотрудничество, увидели во мне не только учителя, но и друга.
И на уроках, и во внеурочной деятельности я стараюсь создать для ученика ситуацию успеха, чтобы ребёнок поверил в свои силы, сам себе сказал: « И я могу».
Даже в отъявленном озорнике и «великом нехочухе» можно увидеть положительное и показать это не только окружающим, но и самому ученику. Это придаёт ему уверенности, меняет к нему отношение всех его товарищей, друзей и близких.
Подростки часто все жизненные ситуации « примеряют на себя», поэтому при общении на уроке очень важно привлекать личный опыт подростка, с пониманием его выслушивать и тактично направить высказывания и умозаключения в нужное русло.
Моя задача, как учителя-словесника, воспитание ученика-читателя, способного понимать проблемы, поднятые в художественном произведении, оценить их, получить эстетическое наслаждение от подлинных произведений искусства. На уроке общение с учеником проходит через призму книги. «Книгу необходимо сделать инструментом познания жизни и своего места в ней, а не просто и только учебным пособием. Книга и Жизнь! Жизнь и Книга! - вот полный разворот урока на уровне современного и своевременного», - эти слова Е.Н. Ильина давно уже стали формулой моей работы в школе. Духовность, гуманизм, любовь к родной земле и её истории – всё это воспитывает русская литература, об этом я говорю с учениками. Именно такое предназначение литературы и делает меня сторонницей гуманно-личностного подхода, который в центр школьной образовательной системы ставит ученика с совокупностью всех его личностных качеств.
Мои ученики все такие разные: весёлые и грустные, пытливые и задумчивые, озорные и серьёзные, и каждый надеется, что я пойму, помогу. Опираясь на опыт своих коллег и личный, постепенно определила несколько правил, которым следую в работе. Они являются моим педагогическим кредо:
Вера в успех детей, в свою работу.
Мудрость и терпение. У всех всё получится.
Принцип бережного прикосновения.
Принцип трёх «не»: не спеши, не вреди, не вини.
Уверена, я делаю правильно, стараясь, чтобы у детей не угасал интерес к знаниям, а главное к жизни! Чтобы наши дети не замыкались на своих «особенностях», а видели как тепло и ярко в солнечный день, как великолепны цветы в своём цветении, как много вокруг добрых людей, а самое главное,что жить - это просто здорово и прекрасно! И ещё, чтобы они всегда чувствовали рядом плечо доброго друга, имя которому «Учитель».