Представление урока
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2 специальный (коррекционный) класс VII вида.
Тема: «Путешествие по Москве. Московский Кремль»
8 урок в теме «Путешествия» и 60 урок по курсу Окружающий мир 2 класс.
Цель урока: расширение представлений учащихся о столице нашей Родины - Москве, о Московском Кремле.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы. Формировать представление о плане города.
2. Способствовать обогащению словарного запаса учеников, развитию их устной речи. Формировать навык самостоятельной работы.
3. Прививать гордость за свою Родину, воспитывать чувство патриотизма.
Ценность урока состоит в том, что у учеников формируется представление о Московском Кремле и Красной площади как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: заочная экскурсия.
Технологии: игровые, индивидуальный подход, деятельностный подход, КСО(коллективный способ обучения).
Перечень УУД: закрепление умений ориентироваться на карте, формирование умений читать план города, называть достопримечательности города Москва, приобретение первоначальных исторических знаний при самостоятельной работе по учебнику.
Новизна: на уроке при помощи приёмов театрализованной деятельности воспроизвожу с детьми реальные события, знакомлю с алгоритмом действий, инсценируя их.
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация;
-учебник «Мир вокруг нас» 2 класс под редакцией Плешакова;
- физическая карта Российской Федерации;
-карточки с надписями ключевых слов; выставка книг о Москве;
-картинки с изображением достопримечательностей Москвы и Красной площади.
Заявка
на участие в методическом фестивале – конкурсе уроков учителей
начальных классов
Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19» города Чебоксары_______
Фамилия, имя, отчество учителя: Миронова Светлана Борисовна
Педагогический стаж - 19 лет 7 мес.
Квалификационная категория по должности «учитель» - 1 категория
Образовательная программа, по которой работает учитель - «Школа России»
Тема урока: «Путешествие по Москве. Московский Кремль»
Название учебного предмета, класс:
окружающий мир, 2 специальный (коррекционный) класс VII вида _________
Перечень ТСО, необходимых для проведения урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран
Дата __________ ___________________
(подпись)
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2 специальный (коррекционный) класс VII вида.
Тема: «Путешествие по Москве. Московский Кремль»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: заочная экскурсия.
Цели урока: расширение представлений учащихся о столице нашей Родины - Москве, о Московском Кремле.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы. Формировать представление о плане города.
2. Способствовать обогащению словарного запаса учеников, развитию их устной речи. Формировать навык самостоятельной работы.
3. Прививать гордость за свою Родину, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация;
-учебник «Мир вокруг нас» 2 класс под редакцией Плешакова;
- физическая карта Российской Федерации;
-карточки с надписями ключевых слов; выставка книг о Москве;
-картинки с изображением достопримечательностей Москвы и Красной площади.
№ п/п | Ход урока: | Деятельность на уроке Использование ТСО | Формирование УУД |
I.Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Я приглашаю вас на экскурсию в столицу нашей Родины. - Кто назовёт этот город? - На чём мы можем доехать из г. Чебоксары до Москвы? | Предположение детей, выбор транспорта. | Концентрация внимания |
II.Актуализация знаний. | - Определите по карте, в каком направлении мы поедем? - По условным знакам на карте расскажите, какие географические объекты мы будем проезжать. | Дети отмечают на карте фишками город Чебоксары и город Москва. | Закрепление умения ориентироваться по карте, определять стороны горизонта, читать карту по условным обозначениям. |
III. Объявление темы и цели урока. | - Ну, что ж, вижу, что с вами не страшно путешествовать. Сегодня мы отправимся в славный город Москву. В этом путешествии мы с вами узнаем, когда и кем была основана Москва, познакомимся с главной достопримечательностью города – Красной площадью и Кремлём, узнаем интересные факты о них. | Принятие целей и задач урока. | |
IV. Словарная работа. | ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ - место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью. | Учитель объясняет значение слова. | Расширение словаря учащегося. |
V. Подготовка к восприятию материала | - Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо приобрести билеты. А билетом будут пословицы о Москве, которые вы приготовили дома. - В каждой пословице говорится о любви к городу, народ гордится своей столицей. - Я тоже приготовила пословицу: Москва веками строилась. | Проверка выполнения домашнего задания (Москва – всем городам мать. Москва – сердце Родины. Москва всему голова. За Москву мать не страшно умирать. Москва – Родины украшение, врагам – устрашение. Москвой - столицей весь народ гордится. Москва слезам не верит, ей дело подавай.) | Формирование граждан ской идентичности, воспитание чувства патриотизма. |
VI. Объяснение новой темы. | 1. Слово учителя. - Действительно, Москва веками строилась. Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. - Полюбился князю удобный для обороны холм - с одной стороны течёт узенькая лесная речка Неглинная, с другой - полноводная, чистая, как слеза, Москва-река. Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором-тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. - Шли годы. Всё чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной. 2.Знакомство с планом города. - Но вот мы и доехали до столицы нашей родины – Москвы. Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно людям, которые приехали в него впервые. - Что же может помочь нам ориентироваться в городе? - План города. -На странице 97 в учебнике изображён план центральной части Москвы. Давайте рассмотрим его. Что изображено на плане в учебнике? (Река Москва, дороги, важные объекты.) - Подумайте, что такое план. Давайте прочитаем определение в учебнике на с.96 (План – это чертеж местности.). - Ориентируясь по этому плану, назовите достопримечательности столицы. (Физкультминутка под фрагмент песни «А я иду, шагаю по Москве») 3. Игра «Собери картинку» - Назовите достопримечательности Москвы, которые получились на ваших картинках. 4. Знакомство с Красной площадью. - И вот мы с вами добрались до Красной Площади. - Посмотрите, как выглядела Красная площадь в старину. И как она выглядит сейчас. - Как вы думаете, почему площадь названа Красной? - С одной стороны Красную Площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Покровский Собор (или Храм Василия Блаженного). Напротив собора находится Исторический Музей. 5. Игра "Экскурсия по Красной площади”. - А сейчас вы сами попробуете быть экскурсо- водами. - Кто такой экскурсовод? (Специалист по проведению экскурсий. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии.) 6. Знакомство с Кремлём. - «Москва» и «Кремль» - эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. - Дмитрий Донской возводил стены из белого камня, а сейчас стены Кремля красные. - Давайте об этом прочитаем в учебнике на странице 102 -103. - Кто решил перестроить Кремль? - Почему Иван III начал перестройку Кремля? - Чем новый Кремль отличается от старого? - Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. - Экскурсия наша продолжится внутри Кремлёвских стен. «Иван Великий» - Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня - «Иван Великий». На самой выси, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъемные мосты надо рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. Царь - пушка - Отгадайте загадку: Дети, закрывайте ушки, Сейчас будет выстрел…(пушки) - Эта пушка никогда не стреляла? (Царь-пушка) - Среди музейных ценностей Кремля выделяется гигант артиллерийского производства – Царь-пушка. Она отлита талантливым русским мастером Андреем Чоховым. Пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, однако её отливали как боевое орудие для обороны Московского Кремля. Вес Царь-пушки около 40т, длина почти 5,5метров, а диаметр дула составляет чуть ли не метр. Отлита из высококачественной бронзы. Она предназначалась для стрельбы каменной картечью. Царь - колокол Посмотри, подружка! Рядом с Царь-пушкой Недалеко, ну около Другой царь, но…(колокол) - Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик с сыном Михаилом в 1733-1735гг. Всего в работе по изготовлению колокола принимали участие около 200 человек. Вес колокола 200т, высота -6метров. В мае 1737г. разразился пожар, охвативший почти все кремлёвские здания. Загорелась и деревянная постройка в которой находился колокол. Во время тушения пожара от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11тонн. Вечный огонь - Наша экскурсия продолжится в Александровском саду. - У стен Кремля в Александровском саду находится могила Неизвестного солдата, горит Вечный огонь. Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, - Навек запомни, здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя и для меня Он сделал всё, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг. (М. Исаковский) На этом памятнике написаны слова: « Имя твоё неизвестно Подвиг твой бессмертен». - Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны. Когда вы будете там проходить, то тоже остановитесь и почтите память погибших минутой молчания. - Давайте и мы почтим память погибших за Родину, вставанием. (Минута молчания) | Слайд – памятник Юрию Долгорукому. (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском») Учащиеся рассматривают план города в учебнике. (слайд – изображение достопримечательностей аудиозапись У детей разрезанные кар точки с изображением достоприме-чательностей дети должны собрать их. (слайд - общий вид Красной площади) (слайд - современный город) Работа в парах - у детей карточки с изображени ем достопримечательностей, они раскладывают их так, как они расположены на Красной площади. (слайд - вид Кремля) Дети самостоятельно читают статью в учебнике. Беседа по прочитанному. (слайды - изображения достопримечательностей Кремля) | Формирование первоначальных исторических знаний. Формирование умения читать план города. Формирование умения делать вывод, опираясь на наглядность. Коррекция внимания, мышления. Активизация пассивного словаря учащегося. Корректировать умения ориентироваться в пространстве. Умение сотрудничать при учебном действии. Умение само стоятельно извлекать информацию из прочитан- ного. Умение стро ить речевое высказыва-ние. Формирова-ние перво- начальных историчес-ких знаний. Воспитание чувства гор-дости за культурное наследие. Воспитание уважения к защитникам Родины. Формирование умения воспроизводить событие в театрализованной деятельности по алгоритму. |
VII. Закрепление. | - Пора возвращаться в наш родной город. Наша экскурсия подошла к концу. - Вспомнить то, что узнали о Москве,поможет викторина. Викторина - Сколько лет Москве? (850 лет) - Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий) -Самое высокое здание в Москве? (Телевизионная башня в Останкино) - Театр зверей имени … (Дурова) - На берегах, какой реки стоит город Москва? (река Москва) - Как называется подземная дорога? (метро) - Что называют сердцем Москвы? (Московский Кремль) Как называется башня с курантами? (Спасская башня) |
(слайд - репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском») | Осознание учащимися того что уже усвоено и того что ещё подлежит усвоению. |
VIII. Подведение итогов урока. | - Много прекрасного в Москве и Кремле — за одну экскурсию обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и города Москвы. - Что особенно вам запомнилось о Москве? | ||
IX. Домашнее задание. | с. 96— 105 - читать и пересказывать. | Умение строить речевое высказывание. |