|
Открытый урок "Понятие о словах, обозначающих действие предметов"Открытый
урок русского языка
во
2 специальном(коррекционном) классе VII
вида
Тема:
Понятие о словах, обозначающих действие
предметов (понятие о глаголе).
Цель:знакомство со
словами, обозначающими действие
предметов, определением глагола.
Задачи:
- формировать
умение
сопоставлять вопрос, на который отвечает
слово, и его значение; развивать
умение распознавать (выделять) глаголы в тексте;
-
способствовать
развитию речи учащихся через упражнение
в подборе глаголов в тексте;
- прививать интерес к родному
языку; формировать сознательную дисциплину, умение контролировать
свою деятельность на уроке.
Тип
урока: объяснение нового
материала.
Форма
урока: урок-сказка «Теремок».
Технологии:
игровая технология, технология
дифференцированного обучения, технология коллективного
сотрудничества (КСО).
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- карточки для индивидуальной
работы;
- набор карточек-слов;
- учебник «Русский язык» 2
класс Т. Г. Рамзаева 2ч.
№
|
Этапы урока
|
Содержание
|
Деятельность
учащихся
Использование
ТСО
|
I.
|
Организационный момент
|
а) Концентрация внимания:
- Сядет тот, кто назовёт город...
- Сядет тот, кто назовёт реку...
- Сядет тот, кто назовёт свое
отчество...
- Какое правило нужно знать,
чтобы написать слова, которые вы назвали?
б) Пальчиковая зарядка:
Вот
все пальчики мои,
Их,
как хочешь, поверни –
И
вот этак, и вот так,
Не
обидятся никак.
Их
потерли, повертели
И работать захотели.
в) Запись в тетради:
- Запишем число, классная
работа.
|
|
II.
|
Сообщение темы и цели урока
|
-
Сегодня мы
познакомимся с ещё одной частью речи,
будем учитьтся задавать вопросы,
подбирать подходящие по смыслу слова.
Помогать нам на уроке будут сказочные
герои, а вот из какой сказки вы должны
догадаться сами.
|
СЛАЙД 1
|
III.
|
Повторение пройденного материала
|
1. Игра
«Найди лишнее слово»
-
Прочитайте слова.
-
Какое из них можно считать «лишним»?
-Почему?
(обозначает предмет, а остальные -
действия предметов.)
-
Лишнее слово мы выделили, теперь
догадайтесь о чём пойдёт речь на уроке?
-
Правильно, сегодня будем работать со
словами, которые обозначают действия
предметов, и узнаем, как они называются.
А помогут нам в этом герои сказки
«Теремок» . 2. Минутка чистописания. - Итак, вспомним, как начинается сказка (Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка, увидела теремок, остановилась и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?». Никто не отзывается. Вошла мышка и стала там жить). - В теремке она нашла карточки. «Что это?» - думает мышка. (Буква «и») - Давайте напишем её 3 раза, подчеркнём самую красивую, и до конца строки будем писать только красивые буквы «и». - Теперь слоги с буквой «и»: «фи», «хи», «ци». - Определите закономерность и продолжите («чи», «ши», «щи»). - Почему? (Согласные в слогах расположены по алфавиту). - В каком слоге встречается правило? («ши») Подчеркните и напишите «ши» до конца строки. - Вспомните слова на это правило. Запишите три слова, подчеркните сочетание ши. 3. Словарно-орфографическая работа. - Кто продолжит сказку? (Прискакала к теремку лягушка-квакушка). - Принесла лягушка карточки со словами и стала показывать мышке. - Какие буквы пропущены в словах (безударные гласные). Где мы можем посмотреть правильное написание слов? (в словаре) - Назовите, какие гласные пропущены. - На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые) - Запишем слова в два столбика. -Прочитайте слова, отвечающие на вопрос «кто?»(петух, заяц, ученик), на вопрос «что?»(машина, берёза). Что обозначают эти слова? Как называются?
| СЛАЙД 2 (Стоял, теремок, прискакала, идёт, бежал) СЛАЙД 3 (теремок)
Дети высказывают свои предположения СЛАЙД 4 (о словах, обозначающих действия предметов ). СЛАЙД 5 Дети, пользуясь опорными словами на слайде, рассказывают начало сказки.
Дети читают.
Ученики записывают слоги фи, хи, ци, чи, ши, щи.
Ученики записывают три слова с сочетанием ши.
СЛАЙД 6 Дети продолжают сказку. (м..шина, п..тух, за..ц, уч..ник, б..рёза).
Ученики записывают слова в два столбика кто? что?
| IV
| Объяснение нового материала
| 1. Работа с раздаточным материалом. - Кто был следующим гостем в теремке? Он пришёл тоже не с пустыми руками. Что принёс? (Карточки со словами) Что у них общего? (обозначают действия предметов)
- Подберите подходящие по смыслу слова, обозначающие действия к существительным. - Действие, какого предмета обозначает слово «кукарекает»? (петух) - Поставьте вопрос от слова «петух» к слову «кукарекает». (Петух что делает? кукарекает.) Давайте подбирать дальше и задавать вопросы. Ученик что делал? писал. Берёза что делает? растёт. Машина что сделает? приедет. - Какие вопросы мы задавали к словам, обозначающим действия предметов? (Дети читают со слайда) Что обозначают эти слова? (Действия предметов) А знаете, как они называются? (нет) - Такие слова в русском языке называются глаголами! - Сформулируйте вывод: какие слова называются глаголами? (Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: … (читают на слайде), называются глаголами). 2. Работа с правилом. - Этот вывод записан у вас в учебнике на с. 19 . Прочитайте самостоятельно и подчеркните вопросы, которых нет на доске. - На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы? Физкультминутка. - Сейчас я буду называть слова, а вы выполняйте: вставай, прыгай, хлопай, шагай, хлопай, прыгай, стой, садись! - Как называются все эти слова? (Глаголы) -Почему? (Обозначают действия предмета).
| СЛАЙД 7 (Зайчик) Ученики читают слова: кукарекает, писал, растёт, приедет, прыгал. Работа в парах – взаимопоощь. СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
Дети выполняют те действия, которые называет учитель.
| V.
| Закрепление. Работа по учебнику.
| 1. Упражнение в выделении глаголов в тексте. - Догадайтесь, кто приближается к теремку. - Лисичка любит загадывать загадки - одну из них прочитаем в учебнике на с. 18-19. - Отгадайте загадку? (Ветер) - Напишите отгадку. - Что обозначает это слово? (Предмет) - Лисичка просит вас из текста загадки выписать действия этого предмета. Проверка: Ветер кружит, свистит, влетит, прошепчет, загудит. - Как называются слова, которые вы выписали? (глаголы) - Есть ещё в загадке глаголы? (Не видали) - Почему не выписали? 2. Работа с текстом. Знание о роли глаголов в предложении. - Прибежал Волчок - серый бочок и стал рассказывать о жизни волка зимой. … вьюга в лесу. Снег … тропинки и дороги. По сугробам … голодный волк. Он … добычу. Хвост волк … . Глаза у него … . На краю леса деревня … . Тихо … волк к деревне. - Давайте подумаем, какие слова пропущены. - Как их назвать одним словом? (глаголы) - Что у нас получилось? (текст). Как можно озаглавить текст? - Из этого текста выпишите в тетрадь одно любое предложение. Подчеркните главные члены предложения, проверьте друг у друга. - Как подчеркнули глаголы? Почему? Вывод: Глагол в предложении является сказуемым.
| СЛАЙД 10
СЛАЙД 11 Учитель читает текст с пропущенными глаголами, ученики подбирают подходящие по смыслу слова.
СЛАЙД 12 Ученики читают получившийся текст
| VI.
| Самостоятельная дифференцированная работа.
| - Вдруг идёт мимо медведь косолапый. - Продолжите сказку. (Медведь постучался в теремок, попросился пустить его. Но теремок был маленький. Медведь залез на него и весь теремок развалил.) - Поможем зверятам построить новый теремок. Для этого нам нужно выполнить задания на карточках. (Карточки смотри в приложении 1)
| СЛАЙД 13
Каждый ученик получает карточку с индивидуальным заданием. (Кто сделает быстро - дополнительное задание: продолжать аналогично).
| VII.
| Итог урока.
| - Медведь был большой и не помещался в теремок, тогда звери стали строить новый, просторнее прежнего. Вас они благодарят за помощь и напоминают: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!». - Чему научили вас сказочные герои? Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам ... (глагол).
|
СЛАЙД 14
| VIII.
| Домашнее задание.
| - Чтобы закрепить материал, изученный на уроке, дома выполните упражнение 252 на стр. 19-20
|
| IX.
| Рефлексия.
| - Поднимите руку те, кто сможет родителям рассказать, что такое глагол? -Поднимите руку те, кто сначала прочитает в учебнике, а потом расскажет родителям о глаголе?
|
|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
МИРОНОВА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
|
Календарь |
---|
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|