Меню сайта
Форма входа
Поиск

Дезадаптация учащихся

Проблемы дезадаптации школьников в соответствии с задачами, поставленными школой

ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ШКОЛОЙ ПЕРЕД УЧЕНИКОМ

1. Успешно овладеть учебной деятельностью.

2. Освоить школьные нормы поведения.

3. Приобщиться к классному коллективу.

4. Приспособиться к новым условиям умственного труда.

Выполнение каждой из этих задач связано с предшествующим опытом.

Уровень адаптации определяется баллами от 0 до 5:

Формы поведения на 5, 4, 3 балла - отражают разный уровень адаптации.

2, 1, 0 баллов - отсутствие адаптации.

КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

1. Эффективность учебной деятельности:

а) учебная активность

б) усвоение знаний

Сумма оценок -0-10 баллов (успеваемость)

2. Усвоение школьных норм поведения:

а) поведение на уроке

б) поведение на перемене

Сумма оценок - 0- 10 баллов

3. Успешность социальных контактов:

а) взаимоотношения с одноклассниками

б) отношение к учителю

Сумма оценок 0-10 баллов

4. Эмоциональное благополучие

0 - 5 баллов,

от 0 до 2 баллов - зона неблагополучия.

СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ

1. Полная - 21-35 баллов (адаптируется в течение первых 2-х месяцев обучения).

2. Неполная - 15-20 баллов (Неустойчивая адаптация - от 3-х до 6-ти месяцев; более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения; трудности во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями; не поднимают руку; на вопрос отвечают тихим голосом; мало контактируют с одноклассниками. Лишь в конце полугодия негативные формы поведения сменяются на адекватные, но все равно не достигают необходимого уровня.)

3. Дезадаптация, или отсутствие адаптации - 0-14 баллов (Нару-

шения нормальных форм социально-психологической адаптации: а) ограниченные способности справляться с учебными нагрузками, социальными функциям. б) негативные формы поведения. в) появление отрицательных эмоций.

Снижена учебная активность; избегание контакта с учителем; формальное выполнение требований учителя.

В этом случае - школьная неуспеваемость - вторичный фактор дезадаптации.

Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами - они имеют низкие баллы по 2-му критерию - усвоение школьных норм поведения (невнимательны, отвлекаются, но если сосредоточатся, то выполнят задание верно. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями со стороны учителя, записями в дневник, наказаниями. На перемене - разрядка: бегают, кричат, мешают играть другим детям. Все это постепенно приводит к их изоляции. Все чаще появляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.)

По литературным данным - у детей, которые не адаптировались в течение учебного года, психоневролог зафиксировал выраженные отклонения в виде нервно-психических расстройств.

По результатам школьных проверок такие дети, как правило, имеют академические задолженности по многим предметам, не справляются с учебной нагрузкой даже в объеме базового стандарта, и, либо отчисляются из учебного заведения после окончания 9-го класса, либо, при наличии медицинских справок, переводятся на индивидуальное обучение, либо в классы коррекции. В любом случае и родители, и дети неохотно идут на изменения условий обучения.

По нашим данным (результаты курирования учащихся в 1996-2001 г; с 4-го по 9-й класс.) Постоянный состав класса 24 человека. 11 мальчиков и 13 девочек): Основные группы здоровья в четвертом классе имели 21 человек, подготовительные - 3 девочки; в пятом- 3 девочки; в шестом классе - 5 девочек; в седьмом - 2 мальчика, 5 девочек, восьмом - 4 девочки, 2 мальчика; девятом - 4 девочки, 2 мальчика. В шестом классе появляются спец. группы здоровья (болезнь Шлаттера, миопия высокой степени, атопический дерматит, бронхиальная астма аллергического характера, хронические заболевания мочевыделительной системы и пищеварительного тракта, травма позвоночника) - 3 мальчика, 3 девочки. К девятому классу количество учащихся со спец. группой здоровья сохранилось прежним, зато почти напротив каждой фамилии в листке здоровья появилась запись: нарушение осанки. Количество пропусков учащихся не всегда зависело от состояния здоровья, так же, как и успеваемость.

Начиная с четвертого класса, у одних и тех же детей насчитывалось максимальное количество пропусков и неудовлетворительных отметок за учебную деятельность. В начальной школе наибольшее количество пропусков приходилось на 2 и 3 четверти. При переходе в среднее звено изменились условия: увеличилась учебная нагрузка, изменился преподавательский состав. Количество пропусков, по сравнению с 4-м классом увеличилось в 2 раза, изменилось и количество учащихся, успевающих на '4 и 5'. Появились годовые '3', стали проявляться различные варианты дезадаптивного поведения: активный протест, пассивный протест, реакции тревожности и неуверенности. По критериям психической адаптации (см. выше) было выявлено следующее: проблемы по первому критерию 'Эффективность учебной деятельности' у 2-х человек по 3-5 предметам снижение учебной активности, успеваемости - 6 баллов. По второму критерию 'Усвоение школьных норм поведения'- у всего класса от 3 до 5 баллов. По третьему критерию 'Успешность социальных контактов' - 6 баллов. По четвертому критерию 'Эмоциональное благополучие' - 4 балла. Степень адаптации - 22 балла (полная), 2 человека - неполная адаптация. Мальчики не справлялись с учебной нагрузкой. Оба имели хронические заболевания с обострениями, частые пропуски без уважительных причин, расстройства в виде дефицита внимания (высокую степень эмоциональной неустойчивости - по результатам психометрии). После окончания 9-го класса лицея выпускникам было предложено сменить образовательное учреждение. Один в настоящий момент успешно осваивает учебную программу и профессию в техникуме, другому, уже в новом учебном заведении предложено перейти на индивидуальное обучение, предварительно пройдя обследование у психоневролога.

ВАРИАНТЫ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Психозащитные реакции, которые можно наблюдать у детей:

1. Активный протест. Непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене - негативизм по отношению к другим - ссорится, мешает играть, раздражается, гневается.

При стабильном проявлении реакции активного протеста - диагностируется как патология поведения!

2. Реакция пассивного протеста. Редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально. На перемене - пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. Депрессивное настроение, страхи.

3. Реакция тревожности и неуверенности. Пассивен на уроке, при ответах напряжен и скован. На перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании учителя. Выраженные реакции тревожности и неуверенности сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания, энуреза, и т. п., а также учащением соматических заболеваний.

Степень развития неврозов зависит от: несоответствия социальных условий их типу высшей нервной деятельности, неправильного воспитания.

Приложение

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ

Продолжается не менее 6 месяцев, и содержит не менее 3-х проявлений.

1. Украл что- либо без ведома жертвы .

2. Убегает из дома.

3. Часто лжет.

4. Социально участвует в поджогах.

5. Часто прогуливает уроки.

6. Ворвался в чужой дом, помещение, машину.

7. Специально разрушил чужую собственность.

8. Жестокое физическое отношение к животным.

9. Принуждение к сексуальным отношениям.

10. Применение оружия.

11. Часто является зачинщиком драк.

12. Украл что-либо после борьбы.

13. Жестокое физическое отношение к людям.

Данные критерии соответствуют лицам до 18 лет.

РАССТРОЙСТВА В ВИДЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

Наблюдается не менее 6-и месяцев, имеет не менее 8-и проявлений.

1. Часто теребит руками и ногами или корчится на месте.

2. Испытывает затруднения сидеть на одном месте.

3. Легко отвлекается под воздействием внешних раздражителей.

4. Испытывает трудность при ожидании своей очереди (вызов к доске, игра).

5. Часто отвечает не подумав и не дослушав задаваемого вопроса.

6. Испытывает трудности при исследовании инструкции (часто из-за непонимания).

7. Не может длительно поддерживать внимание при выполнении задания.

8. Часто не завершив одного вида деятельности, переходит к другому

9. Не может (в игре или на уроке) хранить молчание

10. Часто слишком много говорит

11. Мешает и перебивает

12. Не слушает, что ему или ей говорят.

13. Часто теряет вещи, нужные для выполнения задания.

14. Часто занимается физически опасной деятельностью.

Начало в возрасте раньше 7 лет

РАССТРОЙСТВА В ВИДЕ НЕПОКОРНОСТИ И НЕПОСЛУШАНИЯ

Наблюдаются не менее 6-и месяцев, имеют не менее 5-и проявлений.

1. Часто теряет терпение.

2. Часто спорит со взрослыми

3. Часто не делает необходимого дела или отказывается.

4. Часто специально делает то, что раздражает других.

5. Часто обвиняет других в своих собственных ошибках.

6. Очень чувствителен и легко раздражается.

7. Часто сердится и возмущается.

8. Часто неосторожен и мнителен.

9. Часто сквернословит и говорит непристойности.

 

Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz