Меню сайта
Форма входа
Поиск

Подготовка ребенка с ЗПР к письму

Подготовка ребёнка с ЗПР к письму.

 Различные области деятельности в большинстве своём тесно связаны с процессом письма.Однако письмо может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если оно будет  удобочитаемым, чётким и по возможности красивым. В этом и проявляется культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребёнка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных (М. М. Безруких, 2001; Е. Н. Соколова, Л. Я. Желтовская, 1987; С. О. Филиппова 1999).

Навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения, навыки», «базисные графические движения», «двигательный навык письма». (Н. А. Агаркова, 1978; М. М. Безруких, 2001; О. Б. Иншакова, 2003; Б. Д. Триггер, 1998; Н. С. Пантина, 1967; С. О. Филиппова 1999).

Умение выполнять мелкие движения развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к 6-7 летнему возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навык письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Работа по подготовке к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Так как изменение неправильного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

 Для детей с задержкой психического развитияхарактерна недостаточная сформированность моторных функций. У большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. У детей с ЗПР имеются трудности регуляции и контроля произвольных движений.

Поскольку овладение навыками письма требует тонких координированных движений руки, коррекционная работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики, пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия, направленного на развитие и совершенствование навыков письма.

   Вопрос о подготовке дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится все актуальнее.

Основными критериями готовности к письму являются общие и базовые графические умения и навыки.

Общие умения и навыки:

- соблюдение правильной позы при выполнении графических заданий;

- принимать и понимать условия заданий, выполнять их до конца;

- сформированность зрительно-моторной координации, то есть согласованность действий глаз-рука;

- умение работать по подражанию, образцу и речевой инструкции.

Базовые графические умения и навыки:

- сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук;

- соблюдение правильного захвата пишущего предмета (карандаша, фломастера, ручки), нажим грифелем карандаша на лист бумаги, и действия с карандашом в процессе выполнения графических заданий;

- проведение различных линий (прямых, ломанных, волнистых) в заданных направлениях;

- работать на альбомных листах бумаги по образцу: копировать, штриховать, обводить;

- умение работать на тетрадном листе в крупную клетку по образцу: выделять клетку, соблюдать размеры, интервалы, очерёдность элементов в графическом ряду, параллельность рядов по строчкам, расставлять различные.

Серия заданий направленная на выявление уровня ориентировки у детей на листе бумаги, сформированности правильного захвата карандаша и действия с ним, нажим грифелем на лист бумаги в процессе выполнения заданий (3 задания).

1.1. Задание «Солнышко».

Цель: выявить уровень ориентировки на листе бумаги, умение правильно держать и пользоваться карандашом, умение проводить прямые линии от окружности в разных направлениях.

Оборудование: альбомный лист бумаги, карандаш.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку определить середину на альбомном листе: «Нарисуй солнышко. А теперь лучи солнца. Нарисуй много лучей».

Фиксировалось:

- принятие и понимание задания, умение доводить его до конца;

- ориентировка на листе бумаги: умение находить середину листа бумаги;

- умение провести круг и прямые линии от круга в разных направлениях.

1.2. Задание «Снежинка».

Цель: выявить умения проводить прямые линии в разных направлениях через заданный центр, обозначенный точкой.

Оборудование: альбомный лист бумаги, карандаш.

Проведение обследования: сначала педагог проводил с ребёнком беседу, уточняя его представление о снежинке. Затем педагог предлагал нарисовать её, если ребёнок затруднялся, педагог показывал образец (контуры снежинки обозначены точками) и просил нарисовать также.

Фиксировалось

- принятие и понимание условий задания;

- умение работать по образцу;

- умение ориентироваться на листе бумаги;

- умение провести прямые линии через точку, соединить несколько заданных точек линией.

1.3. Задание «Неваляшка».

Цель: выявить умение детей дорисовать знакомый предмет.

Оборудование: лист бумаги с вертикальной чертой и половина изображения неваляшки.

Проведение обследования: педагог предлагал ребёнку помочь ему нарисовать целый предмет: «Посмотри, у меня не закончен рисунок, нарисована только половина картинки. Назови, какой предмет изображён, дорисуй, так чтобы получился целый предмет». В случаях, если ребёнок затруднялся, педагог предлагал ему словесную помощь: «Посмотри, как у меня нарисована часть, нарисуй такую же другую часть предмета».

Фиксировалось:

- принятие и понимание условий задания;

- умение ориентироваться на листе бумаги;

- умение воспринять целостность предмета, ориентируясь на часть изображения.

Серия 2.

Задания направлены на выявление у детей умений проводить различные линии в заданных направлениях, копировать изображения предмета (3 задания).

2.1. Задание «Обведи фигуры по линии».

Цель: выявить умения провести непрерывную линию по заданному контору, не отрывая карандаша от бумаги.

Оборудование: альбомный лист бумаги, карандаш.

Проведение обследования: педагог предлагал провести линию по контору изображённых предметов, обозначенных на листе пунктирной линией (дерево, дом, кустарник); давалась инструкция: «Проведи карандашом по пунктирной линии, не отрывая карандаша от бумаги».

Фиксировалось:

- умение проводить карандашом по пунктирной линии, не отрывая карандаша от листа бумаги;

- место и количество отрывов;

- умение проводить линию от начала до конца;

- степени нажима карандаша на бумагу (слабый, средний, сильный).

2.2. Задание «Лабиринт» (D.Wechsler).

Цель: выявить уровень сформированности зрительно-двигательной координации, умение ребёнка проводить ломаную непрерывную линию: от заданного до заданного объекта (зайчонок - зайчиха).

Оборудование: лист бумаги с изображением лабиринта, простой карандаш.

Проведение обследования: ребёнку давалась следующая инструкция: «Посмотри здесь зайчонок, а здесь мама – зайчиха. Покажи пальчиком как зайчонок дойдёт до своей мамы». После того как ребёнок показал пальчиком дорожку, педагог просил ребёнка нарисовать эту дорожку карандашом.

Фиксировалось:

- принятие и понимание условий задания;

- умение провести линию от заданного до заданного объекта, с учётом пространственных условий (лабиринт).

- умение провести прямую линию чётко по центру дорожки;

- степень нажима карандаша на бумагу (слабый, средний, сильный).

2.3. Задание «Нарисуй такую же».

Цель: выявить умение передать в графическом изображении контур предмета по образцу.

Оборудование: контурное изображение ветки вишни с двумя ягодами, расположенными на левой стороне листа бумаги.

Проведение обследования: педагог предлагал рассмотреть образец и нарисовать такую же веточку на правой стороне бумаги: «Нарисуй такую же, как здесь». В случаях затруднения помощь детям не оказывалась.

Фиксировалось:

- принятие и понимания условия задания, умение выполнить его до конца;

- умение копировать контурное изображение предмета, передавать изображение по образцу;

- степень нажима грифелем карандаша на бумагу (слабый, средний, сильный).

Серия 3.

Задания этой серии были направлены на выявление умений работать по показу и образцу, передавать изображения в графическом плане; умение работать в тетради в клетку: выделять клетку на тетрадном листе бумаги, соблюдать интервалы и очерёдности элементов в графическом ряду, соблюдать параллельность рядов по строчкам (6 заданий).

3.1. Задание «Речка».

Цель: выявить умение ребёнка проводить волнистые и прямые линии по показу.

Оборудование: альбомный лист, карандаш, образец.

Проведение обследования: педагог проводил предварительную беседу с ребёнком. После этого педагог предлагал ребёнку нарисовать речку, давалась следующая инструкция: «Я тебе нарисую один берег реки, а ты мне другой».экспериментатор нарисовав волнистую линию, просил ребёнка нарисовать ниже карандашом такую же линию. Затем педагог предлагал ребёнку изобразить вертикальные линии (мосты через речку), он предлагал ребёнку нарисовать также - вертикальные линии, придерживаясь границ, обозначенными волнистыми линиями.

Фиксировалось:

- принятие и понимание задания, умение выполнить это задание до конца;

- умение провести волнистую линию на листе бумаги в заданном направлении (слева – направо);

- умение провести вертикальные прямые линии (сверху – вниз), между параллельными волнистыми линиями;

- умение действовать по показу.

3.2. Задание «Графические пробы». 

Цель: выявить умение ребёнка работать по образцу на тетрадном листе бумаги, соблюдать чередование и размер графических элементов и параллельность рядов, выполнять задания до конца.

Оборудование: бумага в крупную клетку, простой карандаш.

Проведение обследования:

1 задание: педагог предлагал ребёнку выполнить задание в тетради в крупную клетку, давалась следующая инструкция: «Посмотри внимательно, продолжи писать ряд как у меня – палочка, квадратик». В случаях затруднения ребёнку предлагали повторно рассмотреть образец.

2 задание: педагог предлагал выполнить другое задание по инструкции: «Посмотри внимательно, продолжи писать ряд как у меня: круг – крючок». В случаях затруднения ребенку предлагали повторно рассмотреть образец.

3 задание: ребёнку предлагали, ставит точки в углах клетки, давалась следующая инструкция: «Посмотри внимательно на образец, в углах клетки расположены точки, расставь точки в углах клеток, как на образце». После выполнения ребёнком этого задания педагог предлагал ребёнку рассмотреть другой образец, где точки были расставлены по диагонали, давалась инструкция: «Расставь точки по другому, смотри внимательно на этот образец», в случаях затруднения ребёнку предлагали повторно рассмотреть образец.

4 задание: на образце точками отмечен крупный квадрат из четырёх клеток с обозначенной серединой. Ребёнку предлагалось выполнить задание по образцу.

5 задание: на образце изображены вертикальные и горизонтальные палочки в чередовании (печатная буква Т).ребёнку предлагалось выполнить задание по образцу.

Фиксировалось:

- принятие и понимание условий задания, умение их выполнить до конца;

- умение работать по образцу на тетрадном листе бумаги;

- умение выделить одну клетку среди других на тетрадном листе бумаги;

- соблюдение последовательности элементов в графическом ряду;

- соблюдение интервалов в графическом ряду и параллельности рядов;

- нажим грифелем на лист бумаги, чёткость и яркость нарисованных линий;

- копирование очерёдности и расположение точек по образцу.

Многие исследователи отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо разработать и регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада и применять, эти упражнения дифференцировано, в соответствии с уровнем физического и умственного развития детей.

Таким образом, эти исследователи ставили вопрос о непосредственном влиянии физкультурных занятий на подготовку к овладению школьным предметом, не имеющим прямого отношения к физической культуре. Они считали, что такое влияние может быть положительным, если эффект, получаемый от предыдущей деятельности (в данном случае двигательной), будет перенесён на последующую (учебную, например овладение письмом). И, следовательно, вклад физического воспитания в успешность подготовки ребенка к школе должен быть весомее, и в частности, это касается подготовки к овладению графическими навыками письма.

Следовательно, необходимо использоватьспециальные игры, упражнения, задания, и с помощью подобранных игр и упражнений активизировать интерес ребёнка к графо-моторным навыкам и успешно подготовить его к письму.

Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz