Меню сайта
Форма входа
Поиск

Творческая мастерская

Творческая мастерская -

технология открытого образования.

I. Образовательный запрос 

    В силу своих психофизических особенностей дети ЗПР не могут сделать образовательный запрос. Такой запрос исходит от родителей. Они хотят, чтобы их ребенок вписался в социум и образовательное пространство школы. Чтобы он чувствовал себя комфортно в среде сверстников, несмотря на особенности своего развития.

    Этот родительский запрос позволил мне искать новые формы взаимодействия с детьми. Я обратилась к одной из технологий открытого образования – творческой мастерской. Работа в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру. Дети с ОВЗ более воспринимают конкретную практическую деятельность, основанную на выполнении творческих ручных работ, так как  развивая мелкую мо­торику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуально­го развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леон­тьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сече­нова доказали влияние манипуляций рук на функции выс­шей нервной деятельности. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

 

II.  Цели и задачи творческой мастеркой. 

Мастерская как раз и выступает такой формой проведения учебно - воспитательных занятий.

Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.

Задачи: - научить работать в других образовательных условиях,

- формировать умение выстраивать и планировать свою работу,

- развивать коммуникативные компетентности,

- прививать умение работать в коллективе.

      Мастерская -  это не место и не территория, а событие в жизни мастера и учеников. Это реализация новой педагогической гуманной философии через эмоции и творчество. Она предполагает создание условий для саморазвития свободной творческой личности.

 

 III.  Организация  социально-образовательной среды.

  • Мастерскую провожу в классном кабинете. Столы расставлены так, чтобы можно было работать в группах по 4-6 человек. Также кабинет оборудован медиатехникой (компьютер, проектор, экран) и досками для стендовой презентации (классная доска, флипчарт).
  • Мастерские проходят во время предметных недель, образовательных месячников, к праздничным датам. Учебная мотивация у учеников ЗПР очень низкая. Чтобы вызвать познавательный интерес у учащихся, я провоцирую их. Например:

- Как вы думаете, бывает ли ковер из листьев? А хотите сами сделать такой ковёр?

- Ребята, а вы задумывались, кем вы хотите стать в будущем? А может подумаем об этом вместе во время мастерской?

 Тема мастерской должна заинтересовать детей и не вызывать чувство тревожности ("Мне это непонятно...", "Я не смогу...").

  • Работа мастерской ограничена по времени (до 60 минут) и пространством (учебный класс) Мастерская состоит из последовательности взаимосвязанных этапов.

I Деление на группы (деление на группы может проходить по принципу товарищества, по интересам. В ходе творческой мастерской ребенок в праве поменять группу). 

II Индукция (создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика)

III Деконструкция (постановка проблемного вопроса, индивидуальное создание гипотезы)

IV Социализация (работа в группах)

V Разрыв (происходит осмысление полученных знаний, происходит индивидуальный запрос)

VI Афиширование (каждая группа показывает результаты своей работы, рассказывает, что они узнали, что получилось, чему удивились)

VI Рефлексия (отражение чувств, отношения, мастер может использовать вопросные техники, продолжить предложение, использовать словарь настроений)

          На каждом этапе определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность учащихся и вместе с тем предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п. Так реализуется принцип  открытости и  вариативности(я не захотел лепить, я буду рисовать…)

          В процессе этого выстраивания знаний учащихся возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. У учащихся исчезает страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются знания. В мастерской мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, он лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

        Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда неизвестно, как повернется ход событий, к каким выводам придут дети, а мастер, следуя к конечному творческому продукту вместе с ними, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.

        Для нашей мастерской главной особенностью является реализация своих возможностей. Один ученик выполнил работу, находит следующий способ действия, а другой может только повторить что-то за первым, но он также приобретает новое, выходит на следующий уровень своих возможностей. Принцип избыточности каждый раз достигается за счет введения новых образовательных ресурсов. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

       Девиз творческой мастерской - каждый способен творить на своём уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя, осознают, что всё сделали сами.

     Тьюторская позиция педагога заключается в том,  что учитель перестаёт быть для учащихся учителем - он становится старшим мастером. Мастер создаёт условия, атмосферу открытости, доброжелательности, старается обратиться к чувствам учеников, вызывает их на откровение, работает вместе с ними, не ставит оценки, не ругает, а подбадривать в успехе,  придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Позиция старшего мастера – это позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить подвижение в освоении способов.

     Тьюторское сопровождение участников творческой мастерскойчащиеся специального/коррекционного/ класса VII вида для детей с ЗПР, обучающиеся в СОШ №19 в условиях интеграции) заключается в том, чтобы  дети осознали способы достижения конечного результата:

1. При создании творческого продукта  осваивают новые образовательные ресурсы.

2. Во взаимодействии в группе  учатся договариваться.

3. При афишировании осознают на какой позиции находятся.

   Мастер помогает ученикам почувствовать собственное достижение, пусть даже небольшое, помочь осуществить рефлексию ( У меня получилось..., Я теперь знаю ..., Я понял, что ...)

   При сопровождении мастер осуществляет кооперацию с педагогами специального (коррекционного) обучения: психологом, дефектологом, логопедом.

     Организационно-управленческие условия.

     Решение о проведении мастерской принимаю сама. Место и время проведения согласовываю с администрацией и родителями.

     Для работы в творческой мастерской необходимо приобретение канцтоваров: ватман, клей, ножницы, фломастеры, карандаши, пластилин и др. Учитель готовит справочную литературу, журналы, вырезки, картинки и т.п.

    

IV. Результаты практики.

     Практика реализуется в течении трех лет. За это время я наблюдаю положительную динамику.

Дети научились договариваться между собой при планировании своих действий, работать в команде сверстников, расширили поиск информации при получении новых знаний, пропал страх при афишировании творческого продукта, повысили качество выполнения творческих работ.

      Главным условием воспроизведения данной практики является тьюторская позиция  и компетентность руководителя: его умение так организовать работу, чтобы каждый из участников был включен во взаимодействие, имел возможность осмыслить собственную позицию, мог быть услышан другими.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОПИЛКА

МИРОНОВОЙ  СВЕТЛАНЫ  БОРИСОВНЫ

 

 

Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Портал образования ЧР ФПОР ЧР ЧРИО РПМПцентр Городское управление образования ПМПцентр Средняя школа №19 г. Чебоксары Средняя школа №19 г. Чебоксары
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz